На берлинском кинофестивале состоялась премьера картины «Ежевика» (в оригинале, BlackBerry). На первый взгляд, фильм не может похвастаться ни звёздным актёрским составом, ни именитым режиссёром. В связи с этим, работа канадского постановщика Мэтта Джонсона вызывала крайне слабый интерес у прессы. Однако уже после первых показов критики начали активно хвалить фильм за неординарный сценарий, смелые операторские решения и запоминающуюся актёрскую игру. Esquire Kazakhstan рассказывает, как «Ежевика» превратилась из тёмной лошадки фестиваля в главного претендента на «Золотого медведя» Берлинале. 

BlackBerry: история взлета и падения покоряет Берлинале

Как можно понять по оригинальному названию, «Ежевика» — это история взлёта и падения телефонной компании BlackBerry. Картина начинается в 1996 году, когда Майк Лазаридис (Джей Барушель) и Дуглас Фрегин (Мэтт Джонсон) безуспешно пытаются получить финансирование на разработку первой модели своего телефона. 

После очередного отказа фирмой заинтересовывается циничный, но эффективный менеджер Джим Болсли (Гленн Хоуэртон), пытающийся вернуться в топы IT-индустрии. Совместными усилиями главным героям удаётся превратить маленький увядающий стартап в процветающую многомиллиардную империю. Несмотря на очевидный успех, проблем у BlackBerry со временем становится только больше. Тут и постоянная возможность рейдерского захвата, и перебои мобильных систем, и продолжающиеся разногласия между Майком и Джимом. Однако все эти препятствия меркнут по сравнению с надвигающейся бурей в виде компании Apple и их первого IPhone, выпущенного в 2007 году. 

«Ежевика» напоминает множество других проектов на схожую тему. На ум приходят и интриги IT-компаний показанные в «Социальной сети», и темп повествования в духе «Игры на понижение», и истеричные крики бизнесменов, выполненные на манер «Волка с Уолл-стрит». 

BlackBerry: история взлета и падения покоряет Берлинале

На фоне других представителей жанра фильм Мэтта Джонсона выделяется высочайшем уровнем напряжения. Режиссёр достигает этого с помощью динамичного монтажа и хаотичной камеры. Так, зрителям постоянно показывают героев на неприлично близком расстоянии, заставляя их наблюдать за мельчайшими изменениями в мимике актёров. От такого подхода у персонажей, как и у людей в зале, буквально нет свободного пространства. Данный эффект усиливается путём постоянного переключения между двумя камерами и отсутствием фокуса во многих сценах. С помощью всех этих трюков фильм достигает эффекта документальной съёмки. 

Необычным получился и сценарий «Ежевики», концентрирующийся на создании BlackBerry, нежели на личных переживаниях каждого персонажа. Так, зрителю не дают никакой информации о Майке или Джиме, если она не влияет напрямую на положение дел в фирме. Такое решение позволяет фильму уместить многолетнюю историю компанию в двухчасовой хронометраж. Помимо этого, фокус на одной теме даёт режиссёру возможность повесить множество чеховских ружей в течение фильма, каждое из которых выстрелит в самый подходящий момент.

Отдельным столпом стоит и игра главных героев. Во время пресс-конференции Мэтт Джонсон признался, что специально взял двух комедийных актёров на роли Майка и Джима. По его мнению, именно они смогли идеально совместить серьёзность и абсурдность поведения своих прототипов. Решение постановщика оказалось удачным. Так, Гленн Хоуэртон («В Филадельфии всегда солнечно») одновременно смешит и пугает своими истерическими криками и постоянными угрозами в адрес коллег. На контрасте зажатая игра Джея Барушеля («Слишком крута для тебя») заставляет зрителя сопереживать его персонажу и радоваться каждому успеху компании. 

Помимо работы над сценарием и постановкой проекта, Мэтт Джонсон также сыграл со-основателя BlackBerry Дугласа. Режиссёр смог показать до ужаса надоедливого, но преданного друга Майка. Через отношения двух персонажей фильм демонстрирует превращение когда-то идеалистического инженера Майка в бездушную акулу бизнеса, способную без зазрения совести пожертвовать своими принципами. 

«Ежевика» — это необычайно сильная картина, сделанная группой энтузиастов с малым бюджетом, но чётким видением своей работы. Любовь команды к персонажам видна и заразительна, в то время как сценарий держит в напряжении до финальных титров. Из-за этого зритель переживает за судьбу каждого героя, несмотря на все их противоречия. И пусть в мировой истории BlackBerry останется как «тот телефон, который был у вас до айфона», данной работой, компания смогла навсегда увековечить себя в сердцах любителей кино. 

Посмотреть новую картину Мэтта Джонсона можно будет уже 28 апреля 2023 года.


Автор: Oraz Kereibayev 

Поделиться: