На протяжение тридцати лет независимости нашей страны мы судорожно и практически вслепую искали некую национальную идею и героя, которые стали бы локомотивом страны. Мы пытались доказать свою самость, бесконечно перелопачивая битвы многовековой давности, многократно штудировали учебники истории, поочередно праздновали юбилеи всех ханов, батыров и вечнозеленых первых президентов, тщетно выискивая в них тот самый, неискусственный патриотизм. И вот на исходе третьего десятилетия мы вдруг обнаружили, что ключом к нему все это время была музыка made in kz.

camera
Источник фото

Про успех отечественных рэперов говорено-переговорено, Димаш Кудайберген одним концертом в Алматы сделал больше, чем весь Kazakh tourism за годы работы, Иманбек, которому просто повезло завоевать «Грэмми» стал национальным героем. Знать и любить музыку на казахском языке стало не просто незашкварно (хотя давайте признаем долгое время она была несправедливо маргинализирована и загнана в гетто провинциальных свадеб), а очень даже модно, о чем свидетельствует волна прокатившихся по стране музыкальных фестивалей, где хэдлайнерами были казахстанские музыканты, в том числе и Пикник Esquire.

Отечественный кинематограф, безусловно, тоже переживающий лучшее свое время (по моим подсчетам только в этом году на экраны выходит не менее 50 полнометражных фильмов), намекал на потенциал казахстанской музыки с незапамятных времен. В этом материале мы вспомним все вехи музыкального кинематографа великой степи и даже немного заглянем в будущее.

Айманов – первопроходец жанра

Очевидно, что начать мы должны с двух самых популярных фильмов мэтра отечественного кинематографа Шакена Айманова. Хотя и с оговоркой. Дело в том, что музыку к обеим картинам писал Александр Зацепин, а текст Леонид Дербенев (в «Ангеле в тюбетейке») и Яков Зискинд (в «Нашем милом докторе»). Кроме того, в русскоязычной версии «Ангела…» песни исполняют Аида Ведищева и Майя Кристалинская.

Однако родоначальником музыкального кино был именно Айманов, в этих двух картинах звучат голоса Бибигуль Тулегеновой (эпохальный «Вальс о весне» из «Нашего милого доктора» до сих пор открывает многие концерты, приуроченные к 8 марта и Наурызу) и Ермека Серкебаева. К слову, мой любимый эпизод из «Ангела в тюбетейке» как раз связан с последним. Фактически у Серкебаева была роль-камео, в которой он играл оперного певца, а роль его родного брата сыграл Мурат Ахмадиев. У каждого из этих музыкантов позднее появятся дети, которые только усилят популярность музыкальных династий. В частности, младший сын Ермека Серкебаева – Байгали станет бессменным участником группы «А-Студио» (ныне руководитель коллектива), а у Ахмадиева наибольшей известности добьются дочь Дильназ и сын Дильшат – солист группы «Яшлык».

Еще один любопытный момент, о котором, возможно, не все знают. Бибигуль Тулегенова хоть и снималась в фильме «Ангел в тюбетейке», но ни в русской, ни в казахской версии фильма ее голос мы так и не услышали. Душещипательную песню о маме на русском пела Майя Кристалинская, а на казахском Бакыт Ашимова. До сих пор не понимаю, почему так произошло.

Три Золушки для Баян

Ни в перестроечный период, ни уж тем более в 90-е музыкальное кино никого в родном отечестве не интересовало. Возрождением жанра в конце нулевых занялась железная леди отечественного шоу-бизнеса Баян в тот момент еще Есентаева.

Это сейчас в центре Алматы плюнуть некуда, обязательно в киношника попадешь. Тогда же кино было практически монополизировано государством, единственным успешным частным производителем был Акан Сатаев, успевший снять «Рэкетира» и «Заблудившегося».

Фильм «Коктейль для звезды» был фактически дорогостоящей авантюрой. Впрочем, авантюрой продуманной: за основу был взят классический сюжет «Золушки», на главную роль Баян утверждает свою подопечную – солистку группы «КешYou» Молдир Ауелбекову, а образ принца воплотил участник группы «МузАрт» Мейрамбек Беспаев, в режиссерское кресло посажен клипмейкер Аскар Узабаев. Для всех четверых проект стал дебютом в кинематографе (Баян хоть и имела опыт съемок в фильмах, кинопродюсером стала впервые).

Что мы имеем в результате: «Коктейль для звезды» становится первым в истории Казахстана фильмом, который заработал в прокате миллион долларов, Баян до сих пор остается одним из самых влиятельных кинопродюсеров страны, Аскар Узабаев фактически считается родоначальником новой казахстанской комедии, создав уникальную смесь казахского и русского языков, на котором в последствии заговорят большинство персонажей отечественных фильмов.

Ровно через год Есентаева выпускает сиквел, который, с одной стороны, является продолжением истории Молдир, а с другой — рассказывает историю новой Золушки в исполнении новой участницы группы «КешYou» Жанар Дугаловой. Еще позднее будет снят одноименный сериал с новыми персонажами.

Через восемь лет Баян теперь уже Алагузова вернется к сюжету о «Золушке» и вновь воплотит образ доброй феи с характером, но уже в мюзикле «Сиситай», снятом Ернаром Нургалиевым. В главной роли сыграла Айгерим Мергенбай, но без солисток «КешYou» обойтись не могло, поэтому Камшат Жолдыбаева была приглашена на роль злой мачехи.

Увы, того же успеха добиться не удалось, фильм практически высмеяли задолго до выхода в прокат из-за названия, не имела успеха и провокативная рекламная кампания, в которой сама Баян в образе пьяной продюсерши посылала всех на х#й в тизере и завлекала в кинотеатры постером с крупным планом декольте без лиц. Хотя надо признать, что сам фильм довольно изобретателен в постановке номеров, музыки и персонажей, а вот отсутствие третьего акта в сценарии меня лично сильно озадачил.

Кайрат Нуртас vs. Торегали Тореали

С одной стороны, Баян Максатовне, конечно, огромное спасибо, что вернула музыкальное кино в моду, с другой – «Коктейль для звезды» открыл ворота в ад, из которого на большие экраны ломанулось бесчисленное количество звезд отечественной эстрады с продукцией весьма сомнительного качества.

В 2013 году на экраны выходит фильм «Өкініш» с Кайратом Нуртасом в главной роли, генеральный продюсер – мама Кайроша Гульзира Айдарбекова. Полуторачасовое творение имени Кайрата Нуртаса рассказывает о том, как трудно быть Кайратом Нуртасом во времена, когда все хотят либо стать Кайратом Нуртасом, либо спать с Кайратом Нуртасом. В общем, скорее случай психиатрического исследования острого приступа нарциссизма, а не кино.

Вы будете смеяться, но через четыре года Кайрош принял участие в телевизионном мюзикле «Сулу бойжеткен», в котором сыграл угадайте кого? Нет, не Кайрата Нуртаса, а Золушку! Нет, в мужском обличии. В женщину у нас переодевается другой Нуртас.

Конечно, другому претенденту на должность короля той-бизнеса тоже захотелось в кино. В 2018 году Торегали Тореали спродюсировал и сыграл главную роль в фильме «Ұлы дала комедиясы» Дархана Саркенова. Ну вот такой реверанс в сторону Назарбаева решил исполнить певец и покоритель детских ртов (он туда плюет, а не то, что вы подумали, извращенцы… хотя плевать детям в рот тоже сомнительное хобби, честно говоря).

Для покорения большого экрана сценаристы проекта долго думать не стали, а просто адаптировали под нужды певца сюжет фильма «Семьянин» с Николасом Кейджем (это нормально, через год то же самое сделает сценарная группа Асель Садвакасовой, но они даже названия не поменяют).

И можно было бы, конечно, до посинения язвить по этому поводу, но «Улы дала комедиясы» на удивление получилась смешной и даже с некоторой долей самоиронии. Кстати, говорят, что фильм неплохо так собрал. Правда, интерес у Торегали Тореали к кинематографу после проката пропал. Неудивительно, трезвая математика подсказывает, что за время съемок певец мог те же деньги поднять на корпоратах, при этом не тратя ни копейки.

Потому что мы – банда… то есть, «Орда»!

Давайте уже признаем, что братья Беделхан начали раздавать стиль в отечественной поп-музыке задолго до того, как мы это наконец поняли.

В кино ребята сделали первый заход в 2012 году и тоже очень стильно. Картина «Запрещенные танцы» показывала нам альтернативный Казахстан и неназванный город N, на улицах которого творят беспредел банды уличных танцоров. Берем основной конфликт «Ромео и Джульетты» (ну, или, наверное, больше «Вестсайдской истории») про мальчика из одной банды, полюбившего девочку из другой, замешиваем это все на почву еще не вышедшей из моды франшизы «Шаг вперед» и получаем… провал.

 Безусловно, фантастические по своей красоте костюмы, модная картинка, косящие под аниме-персонажей герои – это все очень классно и, возможно, сейчас бы смотрелось даже актуальнее, чем тогда, но в глаза бросаются и отсутствие режиссерского опыта у Ерболата Беделхана, и рыхлый сценарий, и то, что танцоры вместе с моделями кадр хоть и украшают, но все-таки нужно играть, а они, черт побери, не умеют. Но саундтрек, конечно, многое спасал. Песня «Ғашықсың ба» от самой «Орды» как будто бы навсегда поселилась в моем плейлисте и не надоедает до сих пор.

Спустя пять лет Ерболат Беделхан объединяется с Асель Садвакасовой и Аскаром Узабаевым, чтобы рассказать новую историю, в основе которой история создания самого хайпового бойз-бэнда в отечественой истории – группы Ninety One.

Схема отработанная Баян Алагузовой применена и здесь. Участники группы играют самих себя, Ерболат Беделхан играет самого себя, мрачные суровые реалии февральского Алматы подчеркнуто контрастируют с яркими костюмами и прическами ребят, которые хотят петь свои песни (именно так будет называться документальный фильм, исследующий феномен Ninety One, который через пару лет снимет Екатерина Суворова).

Спустя четыре года становится очевидно, что слишком рано Ерболат Беделхан решил сделать своих подопечных героями художественного кино. Так же, как фильм «Запрещенные танцы», сейчас, в момент небывалой популярности отечественной музыки, картина смотрелась бы куда актуальнее. Но как было сказано выше, «Орда» раздает стиль задолго до того, как мы это поняли, а иногда не стоит опережать время.

Наши дни: время ностальгии

Если «Орда» начала раздавать стиль казахам в 21 веке, то в СССР никто не круче, чем «Дос-Мукасан». И именно их песни стократно растасканы отечественным кинематографом вдоль и поперек – от арт-хаусного «Боя Атбая» Адильхана Ержанова до безбашенных «Жаным, ты не поверишь!» и «Пацанских историй».

Рано или поздно, многочисленные участники группы должны были прорваться на экран и благополучно сделали это в нынешнем году. Буквально пару недель назад стартовал прокат фильма «Дос-Мукасан» Айдына Сахамана и это, безусловно, пример по-настоящему удачного музыкального кино\мюзикла.

Довольно поверхностный сценарий, во многом опирающийся на биографические факты, не просто спасает, а превозносит режиссура Сахамана, который ставит изобретательные музыкальные номера в лучших традициях голливудских мюзиклов. Корифеи из «Дос-Мукасан» получили заслуженный фильм-аттракцион.

Но ведь в истории отечественной музыки есть и другие легендарные коллективы. Само собой, речь о группе «А-Студио». В этом году режиссер Фархат Шарипов, последние годы становившийся триумфатором Московского, Варшавского и Берлинского кинофестивалей, решил вернуться к истокам своей карьеры, когда он был самым перспективным режиссером жанрового кино (кто сможет забыть «Сказ о розовом зайце» — главный кинематографический документ короткой эпохи алматинского гламура?) и замахнулся на мюзикл.

Грядущая (надеюсь, в следующем году) картина «Солдат любви» не рассказывает о группе «А-Студио», а будет самостоятельной историей, в которую Шарипов и уже упомянутый в этом тексте Байгали Серкебаев вплетут их песни. Честно признаюсь, на данный момент, это самый ожидаемый казахстанский фильм лично для меня.

Постскриптонитум

И уж коль мы заглянули в будущее, то в данный момент идет подготовка к проекту «Шу-ла-ма», который расскажет о том, как в современном Казахстане живет и процветает рэп-культура. В конце концов, страна подарившая миру Скриптонита, Масло черного тмина, Jah Khalib-а, Limba и МС Сайлаубека имеет на это полное право!

Тем более, что фильм станет полнометражным дебютом режиссера культового сериала Sheker Айторе Жоласкали, а он-то стопроцентно знает, как говорить о том, что будоражит новое поколение казахстанцев.


Текст: Карим Кадырбаев

Поделиться: