При упоминании имени Даррена Аронофски у любого зрителя в голове сразу же возникает чёткая картинка. Это может быть и финальная сцена из «Реквиема по мечте» (2000), и танец Нины в конце «Чёрного лебедя» (2010), и горящий дом из «Мамы!» (2017). За свою карьеру 54-летний режиссёр уже снял восемь полнометражных фильмов, подарив кинематографу термин «хип-хоп монтаж» и возродив карьеры нескольких актёров, включая Микки Рурка и Брендана Фрейзера. Постановщик нашёл свой уникальный почерк ещё во время работы над короткометражными картинами, а его догмы из полнометражного дебюта «Пи» (1998) проходят белой нитью через всю фильмографию артиста. 

Религия, природа и смерть: о чём снимает Даррен Аронофски

Так кто же такой Даррен Аронофски и как он стал одним из главных авторов 21 века? Esquire Kazakhstan рассказывает в данном разборе.

Стиль

Начнём разговор с самой заметной черты режиссёра — оригинального подхода к съёмке фильмов. Его первые две картины — «Пи» и «Реквием по мечте» запомнились зрителям постоянными монтажными склейками, создающими ощущение музыкального ритма. Неспроста позже сам постановщик назвал данный подход «хип-хоп монтажом». Так, в «Реквиеме по мечте» можно насчитать более 2000 склеек. Стоит отметить, что в последующих фильмах Аронофски все меньше обращался к данному приёму. Связано это, скорее всего, с увеличившимся бюджетом и желанием автора сосредоточиться на истории, отодвинув стиль на второй план. 

Религия, природа и смерть: о чём снимает Даррен Аронофски

Аронофски фокусируется почти во всех своих фильмах на обсессии человека вокруг определённого объекта, будь то желание танцевать на сцене, служить Богу или же наладить отношения с членом семьи. Для большего погружения зрителей в мир персонажа и их цели режиссёр использует субъективную съёмку, где большинство сцен снято с перспективы главного героя. Поэтому постановщик нередко направляет камеру на актёра, чтобы кадр строился только вокруг его лица, растворяя весь бэкграунд. Так, в фильме «Мать!» большинство выбранных ракурсов — это клоус-апы Дженнифер Лоуренс или же средние планы из-за спины девушки. Поэтому зрители картины либо наблюдают за реакцией актрисы на происходящий сюр, либо видят то же самое, что и сама героиня. 

Религия, природа и смерть: о чём снимает Даррен Аронофски

Постановщик часто снимает фильмы об одержимости. Поэтому не удивительно, что Аронофски в этих картинах даёт зрителям физическое воплощение фиксации о которой он рассказывает. К примеру, в «Пи» мы всё время видим цифры, а в «Ките» (2022) большинство сцен с Чарли сопровождаются поеданием нездорового количества пищи. В «Чёрном лебеде» героиня Натали Портман озабочена своим внешним видом, а также дуальностью собственного образа. Как итог, режиссёр соединяет две черты характера через зеркала, которых в картине представлено с избытком. Естественно, этот самый объект обсессии часто становится причиной смерти главного героя. Тут снова же можно вспомнить Нину с осколком зеркала и Чарли с ожирением. 

Религия, природа и смерть: о чём снимает Даррен Аронофски

Смерть

Нередко фильмы Аронофски заканчиваются символической смертью главного героя. Это случилось и с Рэнди в «Рестлере» (2008), и с Чарли в «Ките», и всё той же Ниной в «Чёрном лебеде». Во всех случаях мы наблюдаем, как главный герой достигает своей цели, будь то последний триумф на ринге, исполнение сложнейшей балетной партии или же примирение с дочерью. Часто после этого экран заполняет белый свет, который можно расценивать в качестве некого подобия Рая. Однако почему же фильмы Аронофски заканчиваются таким образом? 

Религия, природа и смерть: о чём снимает Даррен Аронофски

Ответ на данный вопрос можно найти в дебютной работе режиссёра — «Пи», где протагонист несколько раз рассказывает историю своего детства: «Когда я был маленьким, мама говорила мне не смотреть на Солнце, и однажды, когда мне было шесть лет, я взглянул. Сначала яркость была ошеломляющей, но я видел это раньше. Я продолжал смотреть, заставляя себя не моргать, а затем яркость начала растворяться. Мои зрачки сузились до крошечных дырочек, все стало чётко, и на мгновение я понял.» В другой сцене мы слышим похожую историю, но с другим концом: «Когда я был маленьким, мама говорила мне не смотреть на Солнце, и однажды, когда мне было шесть лет, я взглянул. Врачи не знали, заживут ли когда-нибудь мои глаза. Я был в ужасе, находясь один в этой темноте. Медленно дневной свет пробирался сквозь бинты, и я снова научился видеть, но что-то изменилось внутри меня. В тот день у меня впервые заболела голова».

Религия, природа и смерть: о чём снимает Даррен Аронофски

Из двух воспоминаний одного события можно понять, что главный герой Максимилиан захотел рассмотреть Солнце и в момент, когда ему это удалось, свет попросту сжёг его зрачки, лишив его возможности видеть. Проводя параллели с другими фильмами Аронофски, можно сказать, что Солнце — это та самая цель, поставленная каждым из его протагонистов. Достигая её, они буквально видят истинный облик Солнца, где всё становится чётким и понятным. Однако после этого им приходится расплачиваться за такую возможность. Ведь достигнув цели, человек (или, во всяком случае, та версия человека) умирает. В эти моменты его персонажи обычно смотрят напрямую на объект своих желаний. Так, Нина лежит на сцене, пока её взгляд направлен на софиты, а Чарли подходит к своей дочери.

Религия и природа

Другая примечательная тема в работах Аронофски — это религия. Заметной она становится уже в «Фонтане» 2006 года, однако режиссёр раскрывает её полностью в «Ное» (2014) и «Маме!». В этих двух произведениях автор не просто пересказывает библейские истории, но и критикует людские грехи. Так, «Ной» в том числе рассказывает об идеологическом противостоянии верующего с грешниками. В то же время «Мама!» — это двухчасовая аллегория на Библию, где персонаж Дженнифер Лоуренс воплощает роль матери природы, а Хавьер Бардем предстаёт в образе Бога. В течение фильма перед нами разыгрываются главные религиозные сюжеты, включая историю создания Адама и Евы, их последующего изгнания и, конечно же, первого братоубийства. 

Религия, природа и смерть: о чём снимает Даррен Аронофски

Финал «Мамы!» яро критикует человечество, буквально пожирающего плоть и кровь Иисуса, а после доводящего природу до уничтожения дома, олицетворяющего Землю. Как итог, обе картины рассказывают о грехопадении людей и их последующей расплате. Аронофски возвращается к теме природы и в своих продюсерских проектах. Тут можно вспомнить документальную картину «Территория» (2022) — фильм о племени, проживающем в реках Амазонки. В нём мы узнаём, что в 1980-х годах поселение было обнаружено властями Бразилии и, как итог, за 40 лет количество людей, проживающих на данной территории уменьшилось в несколько раз, а леса Амазонки начали активно вырубаться правительством страны. В одном из интервью жители данной местности сравнивают леса с лёгкими Земли и говорят о возможном уничтожении планеты, если вырубка не прекратится. Слушая данные рассуждения у зрителя невольно рисуется параллель с сюжетом вышеупомянутого фильма «Мать!». 

Религия, природа и смерть: о чём снимает Даррен Аронофски

Автор: Oraz Kereibayev

Поделиться: