Прошедший в Парк-Сити фестиваль, названный в честь культового персонажа Роберта Редфорда, озадачил зрителя. Вместо любви здесь даже не секс, а перверсии, вместо чистоты — грязь. Но нашлось место в его программе и тому, от чего сегодня мучается в каком-то декадентском страдании все человечество, — вечным поискам себя. Роман Райфельд считает, что именно поэтому киносмотр остается не только самым вперед смотрящим, но самым честным и отличным от других кинофестивалем мира. Вот лишь семь работ из обширного перечня его участников.

Sundance 2023: и грязь, и слезы, и сермяжная правда
Источник фото

«Приличное общество»  (Polite Society)

Эта постановка принадлежит руке британской телережиссерки Ниды Манзур. Как и для многих в этом обзоре, полный метр — ее дебютный. В киноленте много отсылок к тому, что вы уже когда-то видели — «Играй, как Бекхэм», «Скотт Пилигрим против всего мира», «Джон Уик» даже. Но изюминка как раз в том, что все это замешали, и вышла семейная драма. Риа Хан днями напролет тренируется, ведь ее мечта стать каскадером. Но никто из родичей не разделяет этого ее увлечения. Разве что старшая сестра, которая также поначалу противостоит ожиданиям родителей, но в один из дней обручается с сынком богатеньких родителей. Однако, Риа придумывает план, как освободить ее из оков брака, пытаясь совершить одно из наидерзчайших свадебных преступлений в истории. Будет тут вам и боевичок, будет и комедия.

https://www.youtube.com/watch?v=TRFM7HQmkH0

«Тысяча и один» (A Thousand and One)

И сценарий, и режиссура работы принадлежит дебютантке Эй Ви Рокуэлл. Она просто взяла в плен жюри своим фильмом — гран при фестиваля иначе бы не дали. Создательница переносит зрителя в 90-е и помещает действие в Гарлем, уже не такой печальный как когда-то, ведь в нем происходят перемены к лучшему. Роль главной героини Инез де ла Паз исполняет 32-летняя RNB-певица Тейана Тейлор. Ее история — жизнь побывавшей за решеткой матери, которая, вернувшись во внешний мир, похищает своего шестилетнего сына из приемной семьи, куда его пристроило заботливое государство, и пускается наутек, параллельно пытаясь вернуться к свободной жизни, насколько это возможно. Одной из ключевых реплик двухчасового фильма Инез дает представление о том, какой болью может обернуться его просмотр. «Я пойду за тебя на войну», — говорит она сыну.

https://www.youtube.com/watch?v=wBM0_6JJw1s

«Все дороги со вкусом соли» (All Dirt Roads Taste of Salt)

Еще одна лента от дебютанта. Ее снял Рэйвен Джексон, которого называют наследником традиций темнокожих кинематографистов. Многие завсегдатаи Sundance отметили, что вот, мол, из-за таких картин и стоит проводить этот фестиваль. Все здесь выстроено аккуратно и слегка отстраненно — словно со стороны наблюдателя, чтобы смотрящий, будучи введенным в своеобразный транс, смог отследить и отрефлексировать месседж создателей. Лента описывает мир глазами взрослеющей чернокожей жительницы Миссисипи Мак, демонстрирует, как она переходит из пубертатного в мир более жесткий. И пусть пасторальность местожительства центрального персонажа вас не обманывает: в нем есть место всему — любви и смерти, горю и радости. Критики особо оценили большое количество планов в картине, где центром кадра являются руки и глаза, жесты и взгляды. Единственный, на мой взгляд, минус — обилие чрезмерно затянутых сцен, но несмотря на это картина едва превышает полуторачасовой хронометраж.

«Кассандро» («Cassandro»)

Тут у нас байопик. В центре сюжета биография будущей звезды рестлинга Саула Армендариса. Кассандро — его сценическое прозвище. Он гей и принимает непростое решение выйти на ринг в абсолютно неожиданном для борцов драг-образе. Центральную роль режиссер Роджер Росс Уильямс (док.фильмы «Анимированная жизнь», «Аполло», «Музыка Пруденс») доверил Гаэлю Гарсиа Берналю. Возможно, это одна из самых ярких ролей актера за всю его карьеру. Он смог внести в нее неожиданные оттенки и харизму своего необычного героя. В картине рассказ о том, как выстраивалась карьера рестлера и, простите, спойлер — его дорога к самоубийству. В 1992 году Армендарис становится чемпионом мира в легком весе. Сейчас ему 52. Упс! Опять спойлер.

«Рождение/Возрождение» (Birth/Rebirth)

История Франкенштейна на современный лад? Запросто! Гениальная паталогоанатом возвращает к жизни труп маленькой девочки. У ребенка, умершего от менингита, как водится, есть/была мать, которая, не потратив много времени, узнает, что дитя живо, ну или «живо». И вместе с реаниматоршей они вступают в страшный сговор, который обеих дам поведет настолько темным путем, что обратно на светлую сторону жизни им уже не вернуться. Ранее специализировавшаяся только на коротком метре Лаура Мосс неплохо дебютировала на «Санденсе» с хоррором а-ля Мэри Шелли. Хотите верьте, хотите нет, а даже таким вот необычным сюжетом можно заставить заново взглянуть на материнство, как на роль, чудо или самое обычное явление жизни. И вообще задуматься: что такое дать жизнь, которая гарантирует смерть?

«Бескрайний бассейн» (Infinity Pool)

Картина с великолепным актерским дуэтом — Александр Скарсгард и Мия Гот — начинается с того, что фанатка с мужем встречает на курорте в ужасно мрачной, жестокой и дикой по сути, но красивой стране свою литературную любовь — удавшегося ростом и внешностью романиста. Тот тоже приехал туда отдыхать не один в поисках вдохновения. Нашел, где искать! Получился один из тех фильмов, что позволили окрестить программу нынешнего «Сандэнса» как чрезмерно развратную и даже грязную. И вправду: не сам секс, а стробоскопно мелькающий клип по мотивам оргии, мастурбирование и сливающаяся на землю биологическая жидкость, море крови предстанут на экране. В процессе повествования персонаж Мии Гот становится все более необузданной злодейкой, легко переступая изящной ножкой границу между возможным и невозможным. Эта молодая британская актриса уже застолбила за собой место одной из самых интригующих принцесс жанра. Криминальный хоррор о борьбе с самим собой поставил сын знаменитого канадского режиссера Дэвида Кроненберга Брэндон. Одна беда — полная метафор картина настолько в традициях его гениального 79-летнего отца, что кажется, будто он ее и снимал.

https://www.youtube.com/watch?v=PVnIMvVEkrA&t=18s

«Колдовство» (Sorcery)

Продолжаем нагнетать. Конец позапрошлого века, отдаленный остров, девушка Роза из коренных местных живет себе и работает с отцом на ферме. Но вселенская несправедливость обрушивает на родителя всю свою мощь: его убивает приезжий немец-землевладелец. И тогда дева отправляется за восстановлением статуса кво… нет, не в суд (какой там суд?), а к всесильным колдунам. Брошенная на произвол судьбы, она ищет человека, который связан с тайным обществом ведьмаков. От них, как подозревают местные власти, одни беды кругом — то дети пропадут, то какие-то таинственные собаки возникнут… И начинается война и репрессии. Снял картину о том, как пережить колониальное зло родившийся в Чили Кристофер Мюррей («Пропаганда», «Слепой Христос»). Тут вам и ужас, тут и политический дискурс.

https://www.youtube.com/watch?v=c_QiGlxCy8I
Поделиться: