Громкие премьеры на 80-м международном Венецианском кинофестивале происходят каждый день. Так, Esquire Kazakhstan уже писал о новых работах Уэса Андерсона и Брэдли Купера. По поводу обеих картин критики и зрители смогли без больших споров прийти к определённому консенсусу, чего нельзя сказать о героинях сегодняшней статьи — Присцилле Пресли и Софии Копполе. Пока одни воспевают изящность нового творения студии А24, другие упрекают постановщицу в топтании на одном месте и крайне слабой проработке главных героев. Кинокритик Ораз Керейбаев уже сходил на премьерный показ фильма и теперь делится своей рецензией на новый байопик Софии Копполы. 

Осторожно, в статье присутствуют спойлеры!

Венецианские премьеры. Как «Присцилла» Софии Копполы разделила критиков на два лагеря

Сюжет

Фильм основан на автобиографии Присциллы Пресли под названием «Элвис и я». Жена популярного музыканта также выступила одной из продюсерок ленты, что, возможно, могло повлиять на подход Копполы к материалу. Тем не менее Коппола со своим неповторимым авторским видением идеально подходила на роль постановщицы данной картины.

Действия фильма начинаются в Германии конца 1950-х, куда семья Присциллы переехала в связи с военной службой отца. Тогда она была ещё 14-летней девочкой. В открывающей сцене один из военнослужащих приглашает её на небольшой квартирник, где должен появиться и молодой солдат Элвис Пресли, который уже успел обрести огромную известность на родине и за её пределами. Героиня соглашается. Уже на вечеринке король рок-н-ролла обращает внимание на явно выделяющуюся своим юным возрастом гостью. Однако мужчину привлекает не возможность затащить девушку в постель, а банальное желание поговорить с кем-то по душам. В первом же коротком разговоре Элвис делится с Присциллой, что он очень скучает по своей покойной матери. 

Школьница и суперзвезда начинают романтические, но вполне порядочные отношения. Спустя несколько месяцев военная служба Элвиса заканчивается и ему приходится уехать домой, в свой особняк в Грейсленде. Присцилла решает, что мировая звезда забыла о ней, но через какое-то время Пресли объявляется вновь, предлагая той переехать в США и начать совместную жизнь. Героиня соглашается и в этот раз, отчего становится полностью зависима от Элвиса. Конечно же, мужчина пользуется этим, пытаясь изменить характер протагонистки под свои прихоти. И хотя девушка сначала потакает певцу, со временем их отношения начинают портиться. В итоге, уже зрелая Присцилла уходит от своего мужа, пока тот безуспешно пытается справиться с зависимостью от таблеток и алкоголя. 

Венецианские премьеры. Как «Присцилла» Софии Копполы разделила критиков на два лагеря

Феминизм 

София Коппола — это одна из икон феминистского кино современности. В каждой своей работе она пытается рассказать историю с точки зрения девушки, а мужчины, окружающие наших протагонисток, чаще всего оказываются тиранами или в лучшем случае обычными сексистами. Похожая ситуация возникает и в новом байопике постановщицы. В обществе Присциллу Пресли часто воспринимают как некий аксессуар, прилегающий к образу короля рок-н-ролла, обходя историю девушки стороной. Тут можно вспомнить прошлогодний проект База Лурмана, где главная любовь артиста служила лишь инструментом для продвижения истории Элвиса.   

Коппола, в свою очередь, решает полностью перевернуть ситуацию, показав музыканта не как глубокого персонажа, а как медийный образ из радио и телевидения, к которому мы уже давно привыкли. В то же время Присцилла — это настоящий человек с чувствами, пусть и наивными. В начале девушка предстаёт перед нами в качестве ребёнка, чья невинность привлекает Элвиса. Возможно поэтому он в первые годы отношений активно отказывается от интимной близости с героиней, даже когда та сама настаивает на этом. Ему в их отношениях нужно общение, которое исчезло из жизни певца с уходом матери. Оттого присутствие рядом неприкосновенной партнёрши приходится для певца как нельзя кстати. 

Что интересно, Коппола отказывается показывать какую-либо физическую связь между персонажами и во второй половине фильма, когда те уже женаты, акцентируя внимание на своеобразной девиантности их отношений. Музыкант мог оставаться наедине с Присциллой тем требовательным ребёнком, которым он был в присутствии собственной матери. Однако за годы совместной жизни 14-летняя девочка превратилась во взрослую леди, которая во многом переросла суперзвезду. 

Помимо одной грандиозной идеи об инфантильности мужчины, Коппола в деталях показывает целый ряд других токсичных повадок Элвиса, которые тот позволял себе с Присциллой. Он не разрешал ей работать, точно так же как и не давал ездить с ним в туры. Она должна была находиться дома и поддерживать семейный очаг, даже если порой семья состояла только из Присциллы. Помимо этого он подбирал её гардероб и начинал скандалы, если та покупала одежду, не подходящую видению певца. От этого героиня буквально оказалась узницей золотого замка. 

Венецианские премьеры. Как «Присцилла» Софии Копполы разделила критиков на два лагеря

Авторский стиль

София Коппола — это постановщица с ярко выраженным видением. Помимо повторяющейся идеи о победе женщины над абьюзивным мужчиной, её картины запоминаются мягкой цветовой палитрой, дистанцированным от персонажей взглядом камеры, статичными шотами и тихими ссорами. Всё это присутствует и в «Присцилле». К примеру, объектив, находящаяся на достаточном расстоянии от героев, в очередной раз подчёркивает и нашу дистанцию от звёздной семьи. Точно такое же художественное решение напоминает о невозможности Присциллы по-настоящему сблизиться с самым популярным музыкантом 20-го века. 

Коппола тратит достаточную часть экранного времени, чтобы показать всевозможные предметы интерьера семейства Пресли и через них рассказать нам о героях больше, чем они могут это сделать сами. Когда-то у 14-летней девочки был обычный набор подростка. Но с приходом Элвиса в жизнь все её вещи будто начинают кричать о желании угодить артисту. Основным таким элементом становятся накладные ресницы, которые репрезентуют всю поддельность образа Присциллы, и которые та надевает на себя, словно какую-то маску, даже во время поездки на собственные роды. 

Что касается тихой ссоры, то тут хочется отдельно выделить момент расставания Присциллы и Элвиса. Происходит он в номере отеля International. Что интересно, такой же эпизод присутствует и в прошлогодней работе База Лурмана. Однако тогда автор, в привычной ему манере, ударился в громкие разборки с битьём посуды. Расставание в фильме Копполы же проходит на удивление тихо, даже незаметно. Звучит всё та же фраза, что была в картине Лурмана, но она произносится с неким чувством освобождения, нежели презрения. Это лишь один пример из абсолютно разного подхода режиссёров к схожему материалу. Но даже он показывает всю полноту и неповторимость стиля Копполы, способной сказать нам куда больше, при этом показывая намного меньше. 


Автор: Oraz Kereibayev

Поделиться: