Печать мягкой силы казашек - Exclusive
Поддержать

Печать мягкой силы казашек

В Казахстане бесконечно спорят о трех вещах: был ли Шынгысхан казахом, благо или вред – делиться на жузы, и какое место женщина прежде занимала в казахском обществе – а значит, «должна» занимать и сейчас. Ученые свидетельствуют: во многих вопросах положение женщины было равным мужскому, это в традициях казахского народа. Доктор юридических наук Алуа Ибраева в своем труде «О некоторых особенностях правовой культуры казахского народа» отмечает, что равноправие выражалось уже в слове «жубай» («супруг») – то есть оба супруга, муж и жена, были равны в своих правах и обязанностях.

Как относились к женщинам Бухар жырау и хан Тауке

«Ценить женщин – основа моральных качеств», – сказал больше 200 лет назад Бухар жырау, прозванный в народе «комекей аулие» (буквально – «священная гортань»). Это одно из списка 11 пожеланий, которые оставил нам легендарный поэт, и благородное отношение к женщине у него стоит в одном ряду с защитой родины и необходимостью жить в мире и согласии.

Примерно в это же время, в начале XVIII века, хан Тауке при участии известных биев Толе би, Казыбек би и Айтеке би принял «Жеті жарғы», знаменитый свод законов обычного права казахов. Говоря современным языком, хан Тауке внес семь поправок в прежние законы, принятые Касым ханом и Есим ханом, и одна из этих поправок, причем очень существенная, касалась женщин, а именно – их имущественного права. Это «Жесір дауы» («Закон о вдовах»), который регламентировал имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего. К слову, вопреки распространенному мнению, вдове не обязательно было выходить замуж – уважаемая взрослая женщина сама могла стать главой семьи.

Интересно, что в казахском обычном праве в принципе оговаривалась обособленность имущества жены: именно она, а не муж, была хозяйкой своего приданого – муж не имел права им распоряжаться. А поскольку в приданое обычно входила юрта, в которой молодые жили после свадьбы – жена была домовладелицей. И в случае развода (что, конечно, случалось очень редко) приданое оставалось за ней.

Печать ханши Кенже

Еще один факт, свидетельствущий о важном месте женщины в казахском обществе, буквально подтвержден печатями.

Как известно, казахские ханы в качестве личных печатей использовали перстни. И, как писала известный казахстанский ученый Ирина Ерофеева, ханши и султанши – тоже. В своей книге «Символы казахской государственности» историк приводит оттиск перстня, на котором написано «Кенжи бинг Пир – ‘Али – [хан]». Он принадлежал замечательной женщине, дочери Пиралы-хана и старшей жене хана Младшего жуза Арынгазы. Ее имя было Кенже, но в русских документах ее называли Жакши (или Якши, или Якшия) Пиралиева.

Арынгазы-хан хотел создать сильное казахское государство, боролся с Хивинским и Кокандским ханствами, а его авторитет был настолько велик, что это пугало царское правительство.⠀

В 1821 году Арынгазы, согласно указу Александра I, вызвали в Петербург, а на обратном пути он был задержан царскими властями и сослан в Калугу, где и умер в 1833 году.

12 лет ханша Кенже боролась за то, чтобы ее мужу позволили вернуться на родину или разрешили ей отправиться к нему в ссылку, не раз обращалась с этим к царю, но ей это не позволили. Как не позволили даже перевести прах мужа на родину: когда Арынгазы-хан умрет, Кенже напишет оренбургскому губернатору В.А.Перовскому разрешить ей похоронить мужа в родной земле, ей снова откажут.

«Четырнадцать лет я страдала с ним в разлуке и не могла ни разу утешиться личным свиданием, что больше всего теперь меня убивает, – писала Кенже, – почему прошу, если не противозаконно, нельзя ли перевезти на свою сторону для предания земле, чем бы премного мы оправдали самих себя?».

Письма ханши Кенже царских чиновникам заверены ее именным перстнем-печатью.⠀

Бопай ханым: королева-мать

И, наконец, в нашей казахской истории тоже была королева-мать. «Хан-ана» («мать хана») – такой официальный титул получила знаменитая Бопай ханым, когда ее сын Нуралы встал во главе Казахского ханства. Практически «британская схема»: в Великобритании титул королевы-матери получает вдовствующая королева, мать царствующего монарха.

Бопай Ханым была вдовой знаменитого хана Младшего жуза Абулхаира, а при его жизни – не только его старшей женой, но и, как считают некоторые историки, соправительницей. Она участвовала в мужских курултаях, и не в качестве молчаливой свидетельницы – она брала слово, и старшины слушали ее и не возражали. Она, как сказали бы сегодня, вела внешнюю политику, общалась и переписывалась с царской администрацией и даже с императрицей.⠀

Это Бопай после гибели хана Абулхаира написала Екатерине II, что, если ее сын не станет ханом, договор с Россией – тот самый, согласно которому Младший жуз вошел в состав Российской империи – будет расторгнут. Царица по достоинству оценила силу духа казахской ханши, и Нуралы стал ханом, а Бопай именно тогда получила титул «Хан-ана» – королевы-матери.

*****

Это только несколько примеров, но на самом деле список выдающихся женщин в казахской истории достаточно длинный, и не ограничивается предыдущим тысячелетием. Наверное, именно поэтому в казахстанских городах все больше улиц начали называть в честь наших знаменитых соотечественниц. Даже если взять в пример только Алматы: в прошлом году вышло постановление городского акимата, согласно которому на основании заключений ономастической комиссии 10 улиц получат новые названия, и три из них – в честь женщин.

Иллюстрация на обложке из открытых источников.

Гульнара Маликова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.