После катастрофы в Экибастузе Казахстан ждет водная катастрофа. Экономист Расул Рысмамбетов предупреждает — водная проблема резко обострится уже в ближайшие годы. Как вариант спасения — нужно повышать тарифы на воду сейчас.
Казахстан может исчезнуть с карты мира
«Можно прожить без нефти, без газа и даже без правительства. Качество воздушного бассейна Алматы, Усть-Каменогорска, Темиртау и других казахстанских городов показывает, что и без воздуха можно пожить, пусть и меньше.
Однако есть субстанция, без которой Казахстан не просто обеднеет, а просто исчезнет с карты мира – это вода. У нас с этим главным условием жизни хуже с каждым днем.
Вода в городах плохого качества, нет единого стандарта; на селе и в фермерских хозяйствах ее не хватает. Кроме того, у этого ресурса сразу несколько хозяев и которым нет единого координатора.
В свое время Казахстан потратил немало средств на разные программы по обеспечению людей питьевой водой, потратил более миллиарда долларов, а результаты были более чем скромными…
Эхо Экибастуза
…Авария на Экибастузской ТЭЦ, вернее на сетях в городе, вызвала масштабный резонанс из-за того, что проблему не замечали. Достаточно себе представить, что будет, если у нас в буквальном смысле высохнет хотя бы один регион. Сколько может быть населения в регионе, где вся вода привозная или которую невозможно пить даже после фильтрации?
А зон риска у нас немало. Например, в той же столице есть недостаток воды, есть проблемы в Алматы, полноводные каналы Туркестана соседствуют с сухими аулами, где вода привозная. Кроме того, есть Кызылординская область, где вода в городах не просто плохого качества, ее еще и не хватает. Как, впрочем, и в Мангистауской области, где проекты «достройки» городов непонятно как получили одобрение Астаны и грозят высыханием региона, который парадоксально расположен у моря (впрочем, уровень Каспия тоже снижается).
Виды воды в Казахстане
«Поэтому условно на три типа воды – водопроводная, поливная, промышленная – у нас проблема объема, а на водопроводную еще и проблема качества.
Не надо удивляться, если уже через 5–7 лет такой водной политики у нас могут быть опустевшие районы, откуда потекут беженцы в любые регионы. И будут искать не комфорта жизни, а просто выживания.
Очевидным первым решением будет более ответственно подходить к снижению расходов на воду в городах. Универсальным средством будет поднятие тарифов на воду, чтобы остальные вещи – внедрение новых технологий душевых и прекращение полива цветочных клумб из квартирного шланга – произошли сами. Правда, самые большие потери обычно не на частном уровне, а при транспортировке».
Немного по ситуации в Экибастузе. То, что станции и сети сильно изношены, более чем очевидно. Проблема старая, и государство давно спихнуло большую часть системы на частных инвесторов.
С другой стороны, инвестор может компенсировать свои вложения только за счет тарифа. Тариф, как известно, учитывает текущие расходы и отчасти модернизацию системы. Растущая инфляция и индексация фонда зарплаты съедает большую часть тарифа даже в случае его повышения.
Повышение тарифов сдерживается таким элементарным фактором, как бедность населения.
Содержание сетей в более или менее работающем состоянии упирается в возможности персонала (которое также ухудшается) и качество материалов (которые дорожают).
По тарифам политические решения постоянно меняются. Помнится, в 2018 году прокуратура набросилась на монополистов и добилась возвращения значительной части собранных средств. Население ликовало, но как это повлияло на инвестиционные возможности системы энерго- и теплоснабжения, особых оценок не было.
Тарифы регулирует антимонопольные органы, текущую работу системы — территориальные департаменты министерства энергетики и соответствующие управления акиматов. Кадровый состав госорганов и эффективность их работы оптимизма не внушают. Система собственности достаточно запутанная — есть и частная, и государственная, и квазигосударственная. Определить, какая лучше, достаточно проблемно.
Является ли выходом из ситуации национализация? Не уверен, станции и сети в итоге спихнут на акиматы, которые опять же ограничены по бюджетам. А экономика сейчас не в лучшей форме.
Передать их в «Самрук»? Он в принципе непрозрачен и неэффективен как система.
Адекватного решения нет, и простой передел собственности проблему не решает (кроме личных интересов тех или иных лиц).
Проблему могло бы решить изменение всей государственной политики с усилением общественного и парламентского контроля над исполнительной властью. Но процесс этот идет постепенно, а госорганы категорически сопротивляются.
Реформа аудиторских органов и новая модель формирования представительных органов даст определенный импульс, но мы по-прежнему видим отсутствие адекватного мониторинга нацпроектов и самолюбование правительства дутыми показателями.
Увольнение акима и создание комиссии по проверке подготовки к зиме — это, конечно, больше политический шаг, поскольку за 10 дней особых изменений добиться невозможно. Как их не добились за 10 лет. Искать выведенные в офшоры средства монополистов, конечно, легче, но это отнюдь не снимает вопросов к правительству, АЗРК, министерству энергетики и акиматам.
Износ сетей, как известно, очевиден, и в выступлениях главы государства эта проблема ставилась неоднократно. Поручения давались, их выполнение в целом контролировалась и в массе своей система более или менее работает, но проблема формирования тарифов, собираемости средств и контроля модернизации — вопрос политический, технологический и социально-экономический, который требует изменения всей системы».