Фэшн-фотограф
Адам Кац Синдинг

о своей фотовыставке, важности вклада глобальных компаний в развитие модной индустрии и любви к аутентичному стритстайлу

В Алматы отгремел VI сезон Visa Fashion Week Almaty

Позади модные шоу, стритстайл-съемки и public talk. Кстати, на последнем фэшн-эксперты обсудили новую волну казахстанской моды. О ней же и не только мы поговорили с американским фэшн-фотографом Адамом Кацем Синдингом. Он рассказал нам о том, как изменилась модная индустрия за последние 10 лет, каковы перспективы ее развития в digital-мире, а также поделился мнением, почему так важно поддерживать креативные инициативы.

Visa Fashion Week Almaty

Одно из самых популярных светских мероприятий, где опытные казахстанские и зарубежные дизайнеры представляют свои коллекции, а новые лица в мире моды могут заявить о себе прямо с подиума. Титульным спонсором недели моды на протяжении трех лет выступает компания Visa, мировой лидер индустрии цифровых платежей.

Adam-Katz-Sinding-Visa-Fashion-Week-Almaty-Kazakhstan-Spring-Summer-2023_AKS3022 (1) 1 (1)
Adam-Katz-Sinding-Visa-Fashion-Week-Almaty-Kazakhstan-Spring-Summer-2023_AKS2531 (1)
Adam-Katz-Sinding-Visa-Fashion-Week-Almaty-Kazakhstan-Spring-Summer-2023_AKS2922 (1)
Adam-Katz-Sinding-Visa-Fashion-Week-Almaty-Kazakhstan-Spring-Summer-2023_AKS2732 (1)

Один из ключевых фокусов Visa — содействие в развитии микро, малого и среднего бизнеса. Компания поддерживает партнеров и события, которые развивают инновационное и креативное мышление, способствуют кросс-индустриальным коллаборациям, в том числе и в фэшн-индустрии.

Развитие местных брендов и дизайнерского бизнеса — это отличная возможность через модную призму рассказывать историю Казахстана всему миру, а с другой — поддержка молодых дизайнеров, помощь в переходе фэшн-бизнеса к электронной торговле, а значит – создание новых возможностей для казахстанского бизнеса.

Интервью:
ЭЛЬМИРА КОЛМАКОВА
ELMIRA KOLMAKOVA

Адам, в модной индустрии вы работаете уже более 10 лет. Как бы вы оценили Недели моды тогда и сейчас?

— Знаете, тогда не существовало такого слова, как «инфлюенсер», я имею в виду с тем смыслом, который вкладывают в него сейчас, были блогеры. Если говорить конкретно о Неделях моды, то тогда 99 % из присутствующих гостей были именно теми, кто должен там быть: модные редакторы, байеры, модели, стилисты и т.д. И лишь оставшаяся часть – группа блогеров. И совсем немного фотографов.

Сейчас гораздо больше фотографов работает на Неделях моды. Сотни просто людей остаются за пределами шоу. Раньше такого не было. Круто, конечно, видеть всех этих людей, которые так одержимы модой. Но дело в том, что современные инфлюенсеры становятся кем-то вроде селебрити и получается, что зрители приходят увидеть именно их. Например они сходят с ума увидев Кьяру Ферраньи. Мне кажется это странным, и не очень по душе. Но такова реальность. Она немного абсурдна, но по-своему интересна.

Ну, может быть, когда-нибудь мы вернемся к тому старому стилю…

— Возможно, однако так бренды зарабатывают больше денег – когда одевают инфлюенсеров в свою одежду и приглашают их на шоу, а их там фотографируют. К примеру, даже самый лучший модный редактор с 25 000 подписчиков будет невыгодным по сравнению с девушками-блогерами, у которых по 3 миллиона фолловеров. Но с другой стороны, такое большое количество зрителей на модных шоу позволяет мне не скучать на них. Честно, я даже не знаю, что лучше.

А какая из Недель моды, на которых вы работали, была для вас самой интересной? Что вам запомнилось?

— Думаю, моя любимая Неделя моды – это мужская, в Париже. Она более аутентична. В первую очередь из-за того, что на мужчинах нарядов, аксессуаров не так много , как на женщинах. Даже герои стритстайла надевают то, что они носят в повседневной жизни. Также мне очень нравится Неделя моды в Тбилиси. Потому что город просто потрясающий, и на таких небольших Неделях моды всегда можно познакомиться с интересными людьми. Но знаете, когда ты приезжаешь на локальные Недели моды и видишь там людей, одетых в европейские бренды, это скучно. Потому что все это я видел уже в Милане и Париже. Поэтому намного круче, когда люди хотят показать свою самобытность и выразить собственный стиль, даже если это совсем недорогие вещи, например, купленные в винтажном магазине за копейки.

То есть вам больше нравится видеть на людях что-то аутентичное и локальное?

— Да, но не всегда. Крупные коммерческие бренды тоже интересуют, но, признаться честно, все меньше и меньше. Потому что мода становится такой  коммерческой, как никогда ранее. Классно видеть вещи, которые ты никогда до этого не встречал. Крупные модные Дома показывают одно и то же и просто меняют цвета. Это скучно. Намного интереснее встретить что-то новое и малоизвестное. К примеру, то, что ты увидишь в Японии, ты нигде больше не найдешь. То же самое с Алматы, Киевом, Тбилиси, Сеулом или Сиднеем. Там просто другая модная среда. И ты видишь людей, которые носят то, чего ты раньше никогда не видел.

А стритстайл изменился, на ваш взгляд? Не в трендах, а в целом: в посыле, смелости образов и т.д.

— Абсолютно! Это очевидно, когда идешь на показ коммерчески успешного бренда. Например, Tommy Hilfiger, Fendy или Prada. Ты видишь там людей, которые с ног до головы одеты в образы с подиума. Раньше, идя на показ Chanel, ты встречал там всех этих пожилых дам с лицами после пластической хирургии, полностью облаченных в Chanel, потому что они обожают этот бренд. Тогда встретить 25-летнюю девушку-инфлюенсера полностью в Chanel было невозможно. Все эти бренды были недоступны большинству людей в мире из-за своей дороговизны. Поэтому сейчас идти на модный показ и видеть сотни людей, одетых в эти дорогущие бренды, – даже немного нелепо. Они ведь в действительности не носят эти бренды и вещи. Всегда в таких случаях думаю: а что они надевают, когда идут в магазин? Да, стритстайл сильно изменился. Сейчас я наблюдаю в образах меньше индивидуальности и больше копипаста с подиума на тех людях, которые будут продавать своим видом эту одежду. одно и то же и просто меняют цвета. Это скучно. Намного интереснее встретить что-то новое и малоизвестное. К примеру, то, что ты увидишь в Японии, ты нигде больше не найдешь. То же самое с Алматы, Киевом, Тбилиси, Сеулом или Сиднеем. Там просто другая модная среда. И ты видишь людей, которые носят то, чего ты раньше никогда не видел.

Каждая Неделя моды – это абсолютно самостоятельная уникальная модная история. На ваш взгляд, в чем уникальность VFWA?

— Я уже бывал на VFWA, поэтому первое, о чем я могу сразу сказать, – это поздний старт. То есть шоу начинаются вечером. И у меня есть буквально 20 минут, чтобы сделать стритстайл-кадры, прежде чем на улице стемнеет. Но вообще мне сейчас сложно определить какие-то конкретные вещи, потому что я анализирую все позже, уже после окончания мероприятия. Но в любом случае, когда ты отправляешься на Неделю моды не из большой четверки – Нью-Йорк, Лондон, Париж и Милан – всегда будет что-то другое. Например, это одна локация для всех показов вместо нескольких, которые сменяются каждый час. Также это люди. К примеру, здесь большая часть гостей – казахи, в Сеуле – корейцы и т.д. И мне это нравится. Это интересно. Меня больше интересуют сами люди, а не то, что они носят. Одежда уходит на второй план. Я просто вижу классную девушку и хочу ее сфотографировать. И мне абсолютно все равно, дорогая на ней одежда или нет. И находить таких людей в толпе – это самое увлекательное. Если возвращаться к разговору о крупных Неделях моды, то, например, на шоу Comme des Garçons люди будут одеты в этот бренд. Если это показ Rick Owens, то они будут в его одежде, а если Dior, то в Dior. Из этого получаются несколько маленьких ивентов внутри одного большого. А здесь такое невозможно. К примеру, вчера на VFWA было шесть показов в одном месте за один вечер. Люди не могут сменить шесть раз свои наряды. Могут, конечно, но это совсем непрактично. Так что, даже если бы я снимал здесь стритстайл с утра до вечера, он бы не был таким динамичным, как снимать его весь день в Париже. Поэтому через пару часов мне бы уже стало скучно, но не из-за людей, а потому что я уже всех их увидел. В этом разница, и мне это нравится. Здесь ты фокусируешься больше, потому что нет лишней суеты. Это просто другой челлендж, когда ты фотографируешь одного и того же человека и пытаешься сделать классное фото. И когда это получается, это круче всего. Единственная причина, по которой я готов прыгнуть в самолет и пролететь тысячи километров, – это ответ на вопрос: что же я там увижу? Однажды я  узнал, что в Киеве состоится шоу Антона Белинского, одного из моих любимых дизайнеров. И я полетел туда, сходил на шоу, сделал только одну удачную фотографию и в тот же вечер улетел. И я был очень счастлив. Потому что увидел все своими глазами и сделал хоть и одну, но крутую фотографию. Она до сих пор остается одной из моих любимых. Оно того стоило.

Могу сказать, что вы настоящий фанат своей работы…

— Иногда. Я тоже выгораю. Когда я провожу последние пару дней на Неделе моды в Париже, не могу дождаться, когда отправлюсь домой. Это весело. Я люблю свою работу, но в то же время и ненавижу. Люблю, когда удается сделать крутые снимки, и ненавижу, когда ничего не получается. Но это нормально. Так бывает.

Как вы думаете, почему важно освещать такие мероприятия, как VFWA, не только на локальном, но и на международном уровне, заручаясь поддержкой таких крупных брендов, как Visa?

— Очевидно, что без этого не приезжали бы международные фотографы и модные эксперты, и было бы сложно представить все мировой публике. Столько талантливых людей так бы и остались в безызвестности без поддержки Visa и зарубежных журналистов. Потому что ты можешь быть успешным локальным дизайнером, но никто не знает тебя за границей. И не у каждого дизайнера есть столько денег, чтобы поехать и представлять себя в Париже. Поэтому такая поддержка очень нужна. Но также есть и такое, когда, например, многие крутые лондонские дизайнеры не участвуют в Неделе моды в Лондоне. Они едут в Париж. Например, шведский бренд Acne Studios больше не выставляется в Стокгольме. То есть, став известными за пределами своей страны, они уже туда не возвращаются, если говорить именно о Неделях моды. Конечно, круто показать свою коллекцию в Париже, но очень важно оставаться верным своим корням и помнить, откуда ты, устраивая показы и у себя на родине. Например, датский бренд Henrik Vibskov участвует в Неделе моды не только в Париже, но и в Копенгагене. Причем на последней он это делает при поддержке датского правительства. Я надеюсь, что хедлайнеры VFWA тоже получат шанс заявить о себе где-то за рубежом, но при этом не забывая, откуда их корни.

Да, абсолютно с вами согласна. Но еще бы хотелось, чтобы казахстанцы и наше правительство понимали, что мода – это не развлечение, это бизнес, где ты можешь зарабатывать деньги.

— Да, конечно. Это же еще и культурный аспект. И государству следует вкладывать деньги в развитие культуры, образования, искусства. Но если ты идешь в моду только за деньгами, а не за творчеством – это плохо.

Конечно! Просто хочется, чтобы люди относились к этому серьезнее…

— Да, я полностью согласен. Потому что государство от этого только выигрывает. Можно же отправлять своих граждан за границу, они могут получать там опыт и работу, быть креативными директорами крупнейших модных брендов – все это возможно. Например, сколько талантливых грузинских, украинских и российских дизайнеров за последние годы делали что-то для гигантов моды. И это возможно в том числе благодаря поддержке и спонсорству государства.

Как вы относитесь к виртуальным фэшн-показам? Я бы с большим удовольствием на него пришла лично, чем смотрела бы на экране.

— Я никогда не смотрю digital-показы. Когда наступила пандемия коронавируса и бренды начали проводить виртуальные показы, все были уверены, что за этим будущее. Но я всегда говорю, что это невозможно. В некоторых случаях – да, если это будет затрагивать опять-таки тему осознанного потребления. Но я не смогу уже относиться к бренду так, как раньше. Без возможности почувствовать и увидеть все самому. Это все равно что смотреть «Властелин колец» на телефоне. Ведь его лучше смотреть на большом экране, чтобы все прочувствовать. Если вы посмотрите на фото гор в Алматы – это не то же самое, что приехать сюда и увидеть их вживую. Вы были когда-нибудь в Венеции?

Да!

— Когда я впервые увидел фото Венеции, то подумал, что там симпатично. Но когда я приехал туда сам, понял, что это одно из самых красивых мест на Земле. Или, когда ты видишь фото Гранд Каньона – это одно, когда же ты сам видишь всю эту красоту, тебе хочется плакать от счастья. Это абсолютно разные вещи.

Да, потому что это твой собственный опыт…

— Именно! И никакие картинки и digital-презентации не могут его заменить.

Ни одна модная коллекция не может быть успешной без грамотно составленного и интересного кампейна. Как фотограф, какие три фактора вы можете выделить для создания фотографии, которая способна продать себя?

У меня нет точного ответа на этот вопрос. Если уж уходить прям в совсем простую математику, то это хороший свет, отличный кастинг и третий фактор – то, что фотограф знает, что он делает. Помню, когда я впервые приехал в Алматы, увидел рекламную кампанию Prada, где все модели сидели в кинозале и смотрели фильм. Тогда я подумал: «Черт! Это очень круто! Я никогда о таком не думал». Это такой классный концепт, а я вообще не концептуальный человек. Мне больше нравится документировать. Конечно, имея суперских арт-директора и креативного директора, я бы смог такое воплотить, но явно не сам бы родил идею и осуществил ее. Помню еще, я как-то увидел кампейн Loewe, и там был просто красивый кадр дерева. Ни моделей, ни одежды. И тогда я подумал, какое отношение это имеет к рекламе одежды? Это круто. Но я не работаю в таком направлении. Я предпочитаю снимать реальность.

В рамках VFWA состоялась выставка ваших фоторабот под названием Fashion Belongs To Everyone. Как происходил отбор кадров? И почему именно их вы решили здесь представить?

Большинство из них – мои недавние работы. И это мои любимые снимки за последние пару лет. Там есть две фотографии с шоу Rick Owens в Венеции, когда еще была пандемия и я был единственным фотографом на показе, который не работал конкретно на бренд. Тогда было не так много людей. Поэтому это довольно эксклюзивный контент. В целом, я просто выбрал кадры, особенные для меня. И я старался подобрать разные снимки, не только уличные фото, но и бэкстейджи. Проблема в том, что меня часто называют стритстайл-фотографом. Но это неправда. За последние пять лет я снял больше бэкстейджа. В общем, нет никакой логики в выборе фото для выставки. Я просто хотел показать разные аспекты Недели моды.

И мой последний вопрос: был ли у вас шанс познакомиться с творчеством казахстанских дизайнеров?

На первом дне VFWA мне понравился показ бренда SLT.Addict. Это было очень круто! Я много лет здесь не был и вижу сейчас других дизайнеров. Помню, когда впервые приехал в Казахстан, отметил для себя бренд Khan Kuchum дизайнера Данилы Кучумова. Тогда он был совсем юным, но сделал пару классных шоу. Однако это было давно. Сейчас мне нужно заново со всем познакомиться. И я с радостью это сделаю!

Visa-logo-white