Как построили международную тракторную корпорацию SDF

Опубликовано (обновлено )
Редактор по постсоветскому пространству издания «Курсив»
Репортаж с предприятия, которое производит агромашины от Lamborghini до DEUTZ-FAHR

Головной офис корпорации SDF до сих пор находится в Тревильо, городке в провинции Бергамо, где в 1927 году братья Кассани выпустили один из первых в мире тракторов с дизельным двигателем. Весь XX век компания покупала конкурентов, поглощая даже превосходивших ее по размеру.  На стыке веков SDF пошла за пределы Европы, открыв предприятия на таких конкурентных рынках, как Индия и Китай.

Фото: Татьяна Трубачева

Вспахали всю округу

От Милана до Тревильо, «тракторной столицы Ломбардии», где расположена SDF, час езды. Весь этот час за окнами машины мелькают бесконечные засеянные поля. Так было и в 40-х годах прошлого века – это «задокументировано» в старом, еще черно-белом, рекламном ролике SDF. В рекламе сравнивается «плохо» и «хорошо»: изможденный пейзанин без трактора VS полный сил на тракторе SAME. Именно так называлась компания, которую Кассани официально открыли в 1942 году (литера S из SAME позже вошла в аббревиатуру SDF).

В 50-х итальянские производители выпустили на рынок полноприводный трактор. В 60-х стали активно заходить со своей продукцией на соседние рынки – в Испании и Франции открыли дочерние предприятия, которые занимались продажами.

70-е для компании стали десятилетием поглощений.

«В 1973-м мы купили Lamborghini Trattori в Италии», – начинает перечисление исполнительный директор группы маркетинга SDF Массимилиано Триподи, который встречал казахстанских журналистов на территории предприятия. «Того самого Lamborghini?» – недоверчиво спросили мы.

«Тот самый» знаменитейший итальянский производитель спорткаров Ферруччо Ламборгини действительно начинал с «приземленного» – с тракторов. Об этом неуважительно отозвался другой легендарный итальянец Энцо Феррари: «Ты делаешь тракторы, а я делаю «Феррари». Это задело Ламборгини за живое, и он решил производить спорткары лучше, чем у Феррари. А бренд Lamborghini Trattori продал SAME.

Сейчас продажи Lamborghini составляют 6% от всей выручки концерна. И, как отметил Триподи, корпорация на них особо не зарабатывает. Тем не менее символ Lamborghini – бык, который красуется на тракторах, – это предмет особой гордости компании.

В конце 70-х итальянским тракторостроителям приглянулась фирма Hürlimann, которая производит премиальные тракторы в Швейцарии. Это очень нишевая вещь, которая приносит корпорации крошечный 1% выручки. Но избавляться или закрывать предприятие владельцы даже не думают. «Hürlimann родился в Швейцарии, управляется швейцарцами. Они любят этот бренд, это их история», – объясняет такое решение Массимилиано Триподи.

В 1995 году SAME заключила судьбоносную сделку – купила немецкого производителя сельхозтехники DEUTZ–FAHR (в 2015-м литеры D и F взяли в название корпорации SDF).

«Это не было обычной сделкой, – подтверждает Триподи, – DEUTZ-FAHR была в несколько раз больше, чем SAME. Мы изменили правила игры, когда купили эту компанию, приобретение многое значило для интернационализации корпорации».

DEUTZ-FAHR занимает в портфеле SDF гигантские 74%. Эту цифру легко объяснить: в модельном ряду DEUTZ-FAHR только тракторов – более 40 моделей. Среди них можно найти малогабаритные и большие тракторы, специальные машины и «универсальных солдат», которые подойдут для работ в поле и во дворе, для вспашки и транспортировки, с передними и задними комбинированными орудиями.

Их могут модифицировать под разные климатические условия – они способны работать в холодных регионах Казахстана и жарких провинциях Франции.

Можно подобрать сельхозмашину – кроме шуток – даже «к серьгам». К примеру, над дизайном DEUTZ-FAHR 5-й G серии работала компания Giugiaro Design (основана знаменитым автомобильным дизайнером Giorgetto Giugiaro). «Превосходный стиль от Giugiaro Design проявляется в привлекательных футуристических линиях, эксклюзивном капоте и прекрасно оборудованной кабине, которые не имеют себе равных на рынке» – так описывают этот трактор в рекламных брошюрах.

Покупка DEUTZ-FAHR позволила компании шагнуть далеко за пределы Италии: в 1996 году корпорация открыла производственную площадку в Индии. «Там мы производим все наши двигатели и трансмиссии и затем поставляем на наши заводы в разных странах», – говорит исполнительный директор.

Среди этих стран – Хорватия, где в 2005 году основали завод по производству комбайнов; Китай, где в 2011 году SDF открыли совместное предприятие, позже, в 2016-м, контроль над СП полностью перешел европейским партнерам. У SDF есть также производственная площадка в Турции (завод там открыли в 2014-м).

В Казахстане в этом году также стали собирать тракторы и комбайны DEUTZ-FAHR. Но локализационная площадка, которая расположена в Костанае, принадлежит не SDF, а «Агромаш Холдинг KZ». СП продолжает свою работу и имеет отличную перспективу роста.

Кроме строительства собственных заводов SDF не забывала и о поглощениях. В 2011 году корпорация купила во Франции завод Grégoire, который производит технику для виноградарей и сейчас вносит вклад в виде 5% в общую выручку компании.

«Это приобретение было фундаментальным, потому что позволило нам делать все типы машин, необходимые для агроиндустрии. Мы производим три важные вещи – тракторы, комбайны и машины для сбора винограда и оливок», – подвел итоги M&A Триподи.

Индустриальный симбиоз

За счет чего компания смогла выжить на высококонкурентном европейском рынке и выйти за его пределы? Массимилиано Триподи говорит, что они следовали своей миссии: «Наша миссия состоит в том, чтобы поставлять клиентам по всему миру тракторы, дизельные двигатели и сельскохозяйственное оборудование признанной надежности, качества и производительности. Наша стратегия направлена на повышение как производительности, так и благополучия конечных пользователей».

Однако мы заметили, что такая миссия прописана, пожалуй, у всех предприятий – от смузи-стартапов до госкорпораций.

«Сейчас действительно мы воспринимаем такое отношение как данность, – соглашается Триподи. – Но тогда, в 40-х, когда Кассини сформулировали миссию, такое отношение к клиентам, к производству было абсолютно новым. И это работает до сих пор».

В качестве доказательства он приводит данные из отчета SDF. В прошлом году доход со всех рынков составил 1,48 млрд евро. Это превысило даже показатели допандемийного 2019 года (1,27 млрд евро). При этом растет доля неевропейских рынков. Если в 2019 году 76% дохода приносили европейские компании, 24% – все остальные, то в 2021-м вклад неевропейских компаний составил уже 34%. В компании говорят, что усиление рынков за пределами Европы – это результат целенаправленной работы SDF.

Растет не только выручка корпорации, но и количество выпущенных агромашин. В 2019-м с конвейеров SDF сошло 28 868 тракторов, а в 2021-м – на четверть больше, 36 210 тракторов. Это происходит в том числе за счет усовершенствования самих производственных площадок.

«Посмотрите, уже четыре года мы используем AGV», – гид показывает нам аutomatic guided vechicle – автоматически управляемые тележки, которые передвигаются по заводу в Тревильо.

Для управления этими тележками не нужен отдельный «человек за рулем»: AGV двигаются самостоятельно по маршрутам, которые задаются через компьютер. У тележек есть механизм, который позволяет им «самостоятельно», без участия человека, захватывать и отпускать груз.

Грузы – компоненты, из которых собирают тракторы, – тележки развозят по всему цеху и оставляют у станций. На каждой станции работают по два–три человека, которые совершают ограниченное число операций. Допустим, прикрепляют кабину, устанавливают колеса. Так «исходная деталь» движется сквозь цех, «обрастает» на каждой станции новыми деталями и в конце превращается в новенький трактор.

К каждой станции AGV подвозят только те компоненты, которые нужны для работающей группы. Таким образом человеческий фактор сводится на нет.

Львиную долю комплектующих SDF не производит, а закупает у сторонних компаний.

«У нас очень обширная сеть поставщиков», – говорит гид. Поставщики – это небольшие и средние предприятия, которые, как правило, расположены здесь же, в провинции Бергамо. Они появились только потому, что братья Кассини когда-то начали выпускать в этих местах сельхозтехнику, меняли и улучшали свое производство вслед за SDF. Такая модель взаимодействия крупных компаний и МСБ – это «фишка» всего региона Ломбардия.

Читайте также