Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Эксперты бьют тревогу: казахстанские дети меньше двигаются и имеют лишний вес

Активности в школах и детских садах недостаточно для гармоничного развития.

01.06.2023, 11:06
Эксперты бьют тревогу: казахстанские дети меньше двигаются и имеют лишний вес
Фотоколлаж Liter.kz

“Не ребенок, а юла”, “’энерджайзер”, “егоза” – так обычно характеризуют очень активных детей. Но специалисты в сфере детского развития считают, что непосед становится все меньше. Нынешние дети все больше ведут сидячий образ жизни. И ответственность за это несут родители и органы образования. Детский психолог, эксперт по физическому развитию детей Аяна Токеева углубилась в тему, когда сама стала мамой. Воспитывая двух сыновей, она стала больше узнавать о важности физического развития детей. Эксперт рассказала Liter.kz о минусах образовательной системы и ошибках родителей.

Аяна Токеева с сыном. Фото из личного архива

– Аяна, насколько важна активность для детей, раз вы даже выбрали для изучения эту тему?

– Здоровье детей, в том числе и психическое, успеваемость в школе, настроение – все эти показатели зависят от многих параметров, в том числе от физического развития.

Чем больше ребенок находится в активном движении, тем он лучше развивается. Это одна из важнейших составляющих гармоничного развития ребенка. Исследователи Hillman et al (2009) обнаружили, что у детей, прошедших всего 20 минут ходьбы, улучшилась мозговая активность, концентрация внимания.

Но сейчас наблюдается тенденция к снижению уровня физической активности среди дошкольников и школьников не только в Казахстане, но и по всему миру.

– Почему дети стали меньше двигаться?

– Причины могут быть разнообразными. К примеру, в крупных мегаполисах дети меньше двигаются, потому что из-за больших расстояний родители предпочитают отвозить их в садики и школы на машине. И даже если расстояние небольшое, то все равно предпочтение отдают автомобилю.

По утрам в садик мы идем с младшим ребенком пешком, по дороге изучаем окружающую среду, цветы, знаки. Рядом живут соседи, которые посещают тот же садик. Но они едут на машине. Вроде мелочь, но из таких мелочей складывается весь день.

– Есть ли какие-то критерии, которые позволяют понять, что ребенок достаточно активен?

– Всемирная организация здравоохранения рекомендует детям дошкольного возраста в течение суток в общей сложности не менее 180 минут в день заниматься разнообразными видами физической активности любой интенсивности. Включая физическую активность умеренной и высокой интенсивности.

Казалось бы, что три часа это не так уж и много для суток, но режим дня большинства детей выстроен таким образом, что у них нет времени или возможности активно побегать, попрыгать, позаниматься спортом.

В результате, 21% маленьких казахстанцев в возрасте шести-девяти лет имеют избыточный вес или ожирение. Это огромная цифра, которая будет расти, если не обратить на это внимание.

– Дети с двух до шести лет в основной массе посещают детские сады. Там проводятся занятия физкультурой, прогулки. Этого достаточно для тех самых 180 минут?

– Большинство дошкольных учреждений, к сожалению, заточены на академическое обучение. Они занимаются за столами или даже партами. Не приветствуется хождение и вообще импровизация. К примеру, ребенок хочет складывать пазл не на столе, а на полу. Но детям это запрещают.

На улице дети в идеале гуляют дважды в день. Но площадки для прогулок часто оборудованы очень слабо. Это беседка, горка, может быть карусель. Между тем в списке обязательного инвентаря указывается наличие турника, рукохода, балансира, игровых комплексов, спортивных комплексов. Это очень полезные инструменты для развития кистевых мышц. Отличное средство для формирования красивой осанки, здоровой спины, укрепления мышечного корсета. 

Мы с командой экспертов в дошкольном образовании посещаем сады и школы, отмечаем, что можно было бы улучшить для воспитательного процесса и физического развития. К примеру, одно из предложений – максимально использовать пространство детского сада. Даже пол можно использовать, нарисовав на них “классики”, цифры, змейку. Любой ребенок захочет обязательно попрыгать. В игре он и будет развиваться. Не забываем, что игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

– А как обстоят дела в школах?

– В школе организованная физическая активность снижается еще сильнее. Мой ребенок учится во втором классе, и у них всего два урока физкультуры в неделю.

Несмотря на статус школьников, дети остаются детьми. Им хочется на перемене также побегать и повеселится. Но в школе им запрещают носиться и вообще шуметь.

После уроков они выходят на улицу и остаются поиграть во дворе школы. Но часто площадки нет как таковой. Я видела в центре столицы школу, где только ржавые качели стоят. И детям там играть негде.

Вопросы есть и к детским площадкам, которые находятся во дворах жилых комплексов. В крупных городах они яркие и современные. Но зачастую сделаны из пластика, покрытие также резиновое, и в целом они однотипные. Мы считаем, что нужно использовать больше естественных игровых ландшафтов и природных материалов – дерево, песок. Но нам говорят, что дерево недолговечно, а песок дети вечно в обуви носят домой.

– Если на школы надеяться нельзя, то как родителям развивать детей?

– Родителям дома нужно создавать безопасную и доступную среду для развития. Привычки к физической активности закладываются в раннем возрасте у детей, и семьи могут взять на себя решающую роль, когда дело доходит до формирования и развития здоровых привычек, которые сохранятся на всю жизнь.

Если родители с ранних лет будут поощрять детей заниматься спортом и сами будут вовлечены, то заложенные основы ребенок пронесет и во взрослую жизнь. И с другой стороны, если с детства любимым видом отдыха у семьи были вылазки в парки, горы, катания на велосипедах, такие установки останутся и у детей.

Начиная с рождения можно использовать различные приспособления, побуждающие ребенка двигаться. Для дома подойдет шведская стенка, игровой комплекс, балансиры.

– Для кого-то эти тренажеры могут оказаться неподъемными для семейного бюджета. Как в таком случае выходить из положения?

– Обойтись можно и подручными материалами. Я дома, например, в прихожей выложила малярной лентой те же классики, линии. Теперь дети, проходя по ним, прыгают.

Во время выполнения домашнего задания после длительного сидения важно, чтобы дети вставали и двигались. Совершите короткую прогулку или потанцуйте, а затем замрите, когда музыка остановится. Это физические активности, которые помогают перезагрузить мозг и ускорить приток крови и кислорода к мозгу и телу. Дети никогда не должны находиться в сидячем положении более 60 минут за один раз.

Многие родители сейчас водят детей в спортивные секции. И если первые два-три занятия ребенок занимается с интересом, то потом запал может угаснуть. Сборы на тренировки становятся для пап и мам мучением. В итоге родители сдаются и думают, что у них просто неспортивный ребенок.

Не нужно бросать занятия, можно попробовать сменить тренера или предложить попробовать другой вид спорта. Возможно, ребенку не понравится футбол, но ему понравится баскетбол или хоккей. Пробуя разные секции, дети сделают свой выбор и поймут, в чем сильны.

Новости партнеров
×