«О референдуме»

Сетевые СМИ о поправках в Конституцию Казахстана

Данияр АШИМБАЕВ – «О референдуме» — Назначенный на 5 июня референдум — сам по себе огромный вызов для власти.

Во-первых, очевидная сложность предложенного пакета для среднестатистического избирателя. Среди 33 поправок, идущих в одном пакете, есть, скажем так, стратегические (отмена смертной казни, введение Конституционного суда), так и, что называется, процедурные (организация работы парламента, переименование Счетного комитета). Немалая часть и граждан, и эксперт сказали бы, что эти вопросы можно было бы решить и в стенах парламента, без бюджетных расходов на референдум и политических рисков, связанных как с явкой, так и возможными результатами.

Но глава государства увязал формирование политико-правовых основ Второй Республики именно с референдумом, исходя из стратегического представления о необходимости ее общенациональной легитимизации.

Исходя из этого, нужно понимать, что конституционные поправки должны получить очень высокие показатели (явка не ниже 70%, а поддержка проекта — не менее 90%).
При этом референдум должен пройти максимально транспарентно, без нарушений, «каруселей» и накруток. При этом, несмотря на предварительную подготовку, весь процесс должен занять всего один месяц, причем в достаточно сложных социально-экономических условиях и в обстановке острой международной напряженности.

Власть поставила себя в очень тяжелые условия, но достаточно очевидно, что Новому Казахстану этот плебисцит критически важен.

Были резко пресечены несколько скандальных инициатив по поводу возможных изменений языкового и ономастического статус-кво, а кроме того по ходу подготовки власть решила полностью отказаться от упоминания в основном законе статуса первого президента, что также является частью пакета реформ, выносимого на референдум, но вряд ли станет элементом агитационной кампании.

Задача, как мы видим, очень сложная при том, что на референдум не выносятся поправки, вызывающие сколько-нибудь массовое отторжение, а у президента нет очевидных реальных политических конкурентов, предлагающих альтернативную повестку.

Вопрос уходит прежде всего в агитационную кампанию, которая возложена на партию «Аманат», и это делает ситуацию еще более интересной…

Задача очень интересная, тем более что на кон поставлены и авторитет президента, и политическое будущее самого «Аманата».

«Поправки в Конституцию разделил на пять крупных блоков госсекретарь РК» — Конституционная реформа является логичным продолжением всех политических реформ Президента с 2019 года. Об этом заявил государственный секретарь РК Ерлан КАРИН, поясняя главные изменения, предлагаемые в Основной закон страны на своем YouTube-канале, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Сегодня на новом этапе развития Казахстан ждет масштабная политическая модернизация, которая невозможна без конституционной реформы. Изменения затронут треть статей Конституции. Как заявил Президент Касым-Жомарт Токаев, поправки в Основной закон имеют для нашей страны судьбоносное значение. Поэтому впервые (за 27 лет — прим.ред.) вопрос внесения изменений в Конституцию будет решаться не в Парламенте, а на республиканском референдуме. Конституционная реформа — это логичное продолжение всех политических реформ Президента с 2019 года. По ним принято 10 законов», — сказал государственный секретарь.

Проект конституционных поправок основан на запросах граждан и осуществляется в интересах всего общества, отметил Ерлан Карин. Над проектом работали ведущие ученые, правоведы.

«Возможно для многих из вас будет сложно сразу увидеть разницу между старой и новой редакцией Конституции. Поэтому мы разбили все изменения и дополнения на пять крупных блоков, каждый из которых отвечает на главный вопрос — что изменится в обновленной Конституции», — сообщил государственный секретарь.

Первый блок поправок обеспечит окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике.

«Во-первых, Президент не будет состоять ни в какой политической партии на период осуществления своих полномочий. Этот запрет распространяется на председателей и судей Конституционного суда, Верховного суда, иных судов, председателя и членов Центральной избирательной комиссии, а также Высшей аудиторской палаты РК. Преимущество поправки — повышение политической конкуренции и создание равных условий для развития всех политических партий», — пояснил Ерлан Карин.

Во-вторых, близкие родственники Президента не будут иметь права занимать должности госслужащих и руководителей субъектов квазигосударственного сектора. В-третьих, у Президента не будет права снимать с должностей акимов районов, городов и сельских округов, сказал государственный секретарь.

В третьем блоке поправок говорится об усилении роли и повышении статуса Парламента и его палат.

Четвертый блок поправок в Конституцию расширит участие населения в управлении страной.

«Самое главное, в Конституции окончательно и однозначно закрепляется норма о том, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа права собственности осуществляет государство», — сказал Ерлан Карин.

Пятый блок поправок призван усилить механизм защиты прав граждан.

«Перечисленные мною поправки затрагивают основополагающие принципы работы государства и имеют историческое значение для Казахстана. Эти реформы — важнейший этап масштабной политической модернизации. После принятия этих поправок предстоит изменить более 20 законов. Конституционная реформа носит системный характер. В итоге повысится эффективность всей государственной модели. И эффект от этих преобразований почувствует каждый казахстанец», — заключил Ерлан Карин.

Амиржан КОСАНОВ – «Токаев торопится?» — Не успели мы в нашей газете высказать свои предложения по намечаемой конституционной реформе, как буквально на следующий день президент Токаев издал Указ о проведении соответствующего референдума. Учитывая, что такое массовое мероприятие, как всенародный плебисцит, требует предварительной подготовки (выделение финансов, работа с кадрами, печатание агитационных материалов и бюллетеней и т. д.), политическое решение о проведении референдума было принято гораздо раньше.

Так что же заставляет президента торопиться с ущербом не только для качества самой конституционной реформы (о ее недостатках и подводных рифах мы писали ранее), но и для своей политической карьеры?..

Официальная и скрытая релокация российских компаний в Казахстан тоже может обернуться серьезными последствиями для нашей экономики: санкции могут быть косвенно или прямо применены и против нас, ибо коллективный Запад не станет смотреть сквозь пальцы на такие «хитрые» действия по обходу своих запретов.

А против своего же ставленника (я имею в виду Токаева) Назарбаев вряд ли теперь пойдет открыто: у нынешнего президента в руках вся полнота власти, и елбасы со своей семьей, скорее всего, сейчас у него в заложниках.

Вопрос в другом: как распорядится второй президент таким солидным богатством, которое де-юре и де-факто может перейти под его личный контроль? И чтобы он не возникал — необходим реально многопартийный парламент, который эффективно бы контролировал эти потоки. Иначе мы получим второго Назарбаева.

Но, увы, торопясь изменить Конституцию, власть предложила обществу не совсем кондиционные поправки, которые никак не могут исправить положение дел.

Жаль, что, решая тактические задачи сохранения власти одного человека, мы опять упускаем из виду стратегические интересы государства.

Вагит ИСМАИЛОВ – «Противодействие референдуму, или Политические кульбиты Абилова» — Основной тезис, продвигаемый либералами в противовес позиции Токаева — референдум надо отложить.

Наиболее четко эту позицию изложил в коротком видеообращении недавно объявившийся в политике после почти десятилетнего перерыва бизнесмен Булат АБИЛОВ. Коротко о ней: референдум должен быть отложен, потому что надо не менять Конституцию, а сочинить новую. Сколько времени займет это сочинительство, в какой форме оно будет происходить — Абилов не уточняет. Говорит только о переходе от суперпрезидентской формы республики к парламентской, что как бы и обеспечит процесс написания новой Конституции. И при этом отвергает наиболее логичную в условиях продолжающегося кардинального переустройства всей системы власти формулу Токаева «сильный президент — влиятельный парламент — подотчетное правительство». Формула и обеспечит плавный переход к тому самому парламентаризму, за который ратует Абилов и прочие разделяющие эти взгляды «специалисты по болтологии» от оппозиции еще кажегельдинского призыва.

Понятно, что Абилов не самостоятельно ринулся в борьбу с референдумом — поступила соответствующая команда, наличие которой подтверждается информационной волной, продвигающей тезис, что Токаев сильно спешит с поправками в Конституцию, и можно было бы растянуть удовольствие. Очевидно, что за месяц противникам реформ не удастся мобилизовать электорат на повторение январских событий. Не факт, что за это время появится хоть какой-нибудь благовидный предлог. И поэтому его пытаются лихорадочно создать уже сейчас, используя Абилова и прочих. Занятно, но в политической судьбе бизнесмена, снова подавшегося в политиканы, это не первый референдум…

Татьяна ПАНЧЕНКО — «Эксперты: Отменит ли референдум «суперпрезидентство» в Казахстане?» — Какие признаки имеет суперпрезидентская форма правления и изменится ли она после проведения референдума и внесения поправок в Конституцию? Это вопрос был затронут на круглом столе «Реформы президента Касым-Жомарта: будущее политической системы Казахстана», организованном Институтом мировой экономики и политики 19 мая в Алматы.

Как считает профессор Казахстано-немецкого университета Рустам БУРНАШЕВ, оценка власти в Казахстане как суперпрезидентской появляется в начале 2000 годов и связывается с Конституцией 1995 года, где в 40 статье фиксируется, что президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, что обусловливает декларативный характер разделения властей.

Что мы понимаем под суперпрезидентской моделью властью? В качестве индикаторов выделяются три фактора. Первый — это возможность для президента издавать указы, имеющие силу закона. Второе — возможность освобождать от должностей членов правительства и руководителей местных администраций (акимов). Третье — возможность роспуска парламента. Именно эта система выстроена в Казахстане. И в тех поправках в Конституцию, которые сейчас обсуждаются в Казахстане, все эти позиции сохраняются, — констатировал политолог.

Таким образом, по факту суперпрезидентская концепция в поправках никак не затрагивается, но это вполне объяснимо, продолжил Бурнашев.

— С моей точки зрения, построить суперпрезидентскую систему легко, а сменить ее достаточно сложно.

«В Минюсте опровергли слухи о неприкосновенности семьи Назарбаева по новой Конституции» — Слухи о том, что конституционный референдум в Казахстане закрепит неприкосновенность для членов семьи первого президента республики Нурсултана Назарбаева, не соответствуют действительности, сообщил портал Stopfake, созданный при поддержке Министерства информации и общественного развития РК для борьбы с недостоверной информацией.

«В Telegram-чатах распространяется информация о том, что в ходе республиканского референдума, который пройдет 5 июня, будут приняты поправки, гарантирующие неприкосновенность всем членам семьи Нурсултана Назарбаева и позволяющие их пожизненное содержание за счет налогов граждан. Это неправда», — говорится в сообщении.

Отмечается, что эту информацию опровергли и в Министерстве юстиции РК.

«Проект поправок в Конституцию не предполагает предоставление новых гарантий первому президенту Республики Казахстан и его семье. Напротив, проект закона о внесении изменений в Конституцию предлагает исключить все нормы касательно статуса первого президента», — сказано в официальном ответе Минюста Казахстана.

***

© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.