На рубеже XX века, когда казахская степь была охвачена противоречиями модерности и империи, тихий мыслитель из Семей начал задаваться вопросами, пережившими его эпоху. Его звали Шакарим Кудайберды — поэт, философ и историк, унаследовавший духовное наследие Абая и превративший его в более широкое видение культурного возрождения. Между угасающим светом Казахского ханства и возрастающей мощью российского колониального правления Шакарим искал способ сохранить достоинство своего народа через знание, веру и историю.В отличие от многих своих современников, Шакарим обращал взор не только на Запад, но и на Восток — к Стамбулу, Мекке и обширному тюркскому миру, который он считал своей интеллектуальной родиной. В 1906 году он отправился в османскую столицу, изучал её библиотеки и вернулся с убеждением, что история казахов неотделима от истории тюркской цивилизации. Через свои труды он строил мосты между казахской и османской мыслью, между степью и миром за пределами империи.Эта статья основана на академическом исследовании 2018 года под названием «Kazakh-Turkish Cultural Relationship of the 20th Century: Through a Scientific Biography and The Works of Shakarim Kudaiberdyuly», выполненном Турсуном Хазретали, Иксин Амантаем, Гиритлиоглу Мустафой, Оразханом Нурланом и Камалбеком Беркимбаевым и опубликованном в журнале Astra Salvensis. В доступной форме она переосмысливает это исследование, прослеживая, как жизнь и творчество Шакарима раскрывают прочные культурные и интеллектуальные связи между Казахстаном и османо-тюркским миром.
Культура