История кочевого скотоводства привлекла большое внимание исследователей, однако многие вопросы до сих пор остаются без окончательного ответа. До настоящего времени нет единого мнения о том, как возник кочевой образ жизни и какие причины лежали в основе его появления. Например, точно неизвестно, когда и почему некоторые общества перешли от оседлости к кочеванию. Также недостаточно прояснены пути эволюции социальной организации кочевников – как именно изменялись их общины, роды и племена с течением времени. Иными словами, ученым еще предстоит разобраться в проблемах социальных изменений, которые сопровождали становление и развитие кочевых обществ.Одним из препятствий в изучении является даже отсутствие единой терминологии. В разных работах по-разному определяются понятия «кочевничество», «кочевой», «полукочевой» и «полуоседлый» образ жизни. Одни исследователи относят к кочевникам лишь наиболее мобильных, «чистых» скотоводов, другие включают и группы, частично ведущие оседлое хозяйство. Чаще всего общество называют кочевым, если люди преодолевают значительные расстояния в поисках новых пастбищ. Однако этот критерий нельзя назвать надежным: масштабы перекочевок сильно зависят от природных условий. Известно, что одни кочевники за год проходили со стадами сотни и тысячи километров – например, арабские бедуины в пустыне или монголы в степях, равно как и значительная часть казахов в прежние времена. Другие же ограничивались десятками километров – так жили, например, некоторые группы туркмен в прошлом или части курдских племён. Степень мобильности скотоводов менялась от сезона к сезону, зависела от погоды и ландшафта. Таким образом, одно лишь расстояние кочевий не дает точного определения, ведь кочевое хозяйство всегда было сложной системой с множеством нюансов.