Понимание прошлого редко бывает нейтральным - особенно когда речь идет о религии, власти и идеологии. В истории Центральной Азии наглядным примером этого столкновения стала фигура Ходжа Ахмеда Яссауи, суфийского мыслителя XII века, чье наследие веками почиталось мусульманами Центральной Азии. Однако в XX веке, с приходом советской власти, отношение к Яссауи и его учению резко изменилось: религиозная традиция стала рассматриваться не как культурное достояние, а как препятствие для «прогресса» и социалистического будущего.Почему же один из крупнейших узбекских интеллектуалов своего времени - историк, писатель и реформатор Абдурауф Фитрат - в 1927 году публично осудил Яссауи и его «Дивани хикмат»? Ответ на этот вопрос попыталась дать исследователь и литературовед Дильбар Ахмедова в “Abdurauf Fitrat's Interpretation of Xoja Ahmad Yassaviy and the Divan-I Hikmat”, опубликованной в 2021 году. Автор показывает, что критика Фитрата была тесно связана с антирелигиозной политикой большевиков и атмосферой цензуры и репрессий. С этой работой ознакомилось интернет-издание Qazaqstan Tarihy, подготовив краткий обзор и представив ее ключевые выводы.
Почему Фитрат осудил Яссауи: наследие Яссауи под давлением советской идеологии
Культура