Пути паломников из Центральной Азии на Ближний Восток веками оставались важнейшими каналами культурного обмена, политического взаимодействия и религиозной практики. Маршруты, связывавшие Мавераннахр с Хиджазом, не были статичными: они изменялись под воздействием войн, династических сдвигов и дипломатических отношений между региональными державами. В книге “Central Asian Pilgrims. Hajj Routes and Pious Visits between Central Asia and the Hijaz” (2020) особое внимание уделено тому, как политические обстоятельства в разные эпохи перекраивали эти дороги и формировали опыт путешествующих. Глава Томаса Уэлсфорда “The Re-opening of Iran to Central Asian Pilgrimage Traffic, 1600-1650” сосредоточена на переломном периоде XVII века, когда Иран после долгого противостояния Сефевидов и узбекских династий вновь стал доступным для паломников из Центральной Азии. Автор показывает, что «возвращение» этого пути было обусловлено не только дипломатическими изменениями, но и цепью политических кризисов, в которых бегство правителей и знати через Иран постепенно нормализовало сам маршрут. Рассказ о событиях 1600–1650 годов позволяет Уэлсфорду продемонстрировать, как индивидуальные траектории изгнанных ханов, их религиозно оформленные отъезды и практика поиска убежища у шахов Ирана создавали новые культурные и логистические возможности для движения к Хиджазу.Тем самым глава связывает политическую историю региона с трансформацией религиозной мобильности: то, что начиналось как вынужденный путь изгнанников, со временем превратилось в легитимный и востребованный канал паломничества. Через анализ источников XVII–XVIII веков Уэлсфорд раскрывает механизмы формирования этой связности и поднимает более широкий вопрос о том, как меняющиеся политические ландшафты формируют пространство священных путешествий.