Мопедистов уравняют с водителями авто. Теперь им будет необходимо получать специальную категорию прав, ставить на учет транспорт и соблюдать скорость. А вот какую - урегулируют введением специальных контрольно-измерительных приборов. Соответствующие поправки в законодательство приняли в первом чтении мажилисмены. Чего ожидать казахстанским водителям, узнавала Асемжан Жузбаева. 750 ДТП с участием мопедистов зафиксировали в прошлом году. Рост по сравнению с 2022-м составил 4 раза. Из-за увеличения двухколесных лихачей на дорогах и возникла необходимость регулирования этого вида транспорта, отметила депутат Екатерина Смышляева. Водители мопедов хотят уравнять с водителями авто. Соответственно, и требования к ним вырастут на законодательном уровне. Екатерина СМЫШЛЯЕВА, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ "AMANAT": Предлагается: ввести государственную регистрацию мопедов с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров; установить требования к водителям мопедов; наделить местные исполнительные органы компетенцией по определению порядка эксплуатации электросамокатов; ввести нормы по цифровизации дорожной безопасности. Мопедистам предстоит проходить обязательную регистрацию и ежегодный техосмотр, получать водительское удостоверение категории "А1", а также оформлять обязательную страховку. К слову, сроки для поставки на учет еще обсудят в рамках рабочей группы. Говорили на заседании и о водителях авто. В частности, депутаты предложили смягчить наказание за езду в пьяном виде. Но в МВД в этом вопросе категоричны. Игорь ЛЕПЕХА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РК:Ежегодно на дорогах страны по вине нетрезвых водителей совершается порядка 500 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают порядка 100 человек и около 600 получают ранения различной степени. Первое, если человек не пьет за рулем, для него неважно, какая там санкция. Второе, мы говорим про водителей, которые лишены прав. Давайте спросим семьи погибших по вине нетрезвых водителей. А вот число ДТП из-за превышения скоростного режима планируют уменьшить путем введения средней и максимальной скорости движения, от которых, возможно, изменится объем штрафов. Выявлять нарушителей будут через специальные контрольно-измерительные приборы. На вопрос о стоимости такого оборудования Смышляева отреагировала довольно резко, что вызвало аплодисменты в зале. Екатерина СМЫШЛЯЕВА, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ "AMANAT":Почему никто из нас не задает вопрос: сколько стоит для экономики человеческая жизнь в ДТП? Это - 70 процентов ВВП на душу населения. Если мы умножим все наши смерти, у нас в год больше 1 триллиона теряет наша экономика в человеческих жизнях и увечьях. И никто этот вопрос сегодня не задает. А все задают вопрос: "Сколько будет стоить арка?". Против таких размеров потерь арка у нас практически бесплатная. К слову, на сегодняшнем заседании, депутатами также был принят закон о "О масс-медиа". Примечателен он тем, что после его вступления казахоязычного и отечественного контента станет больше, а объем ретрансляции уменьшится до 10%.