12 июля этого года Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов». Этот документ призван восстановить социальную справедливость, а также устранить причины и условия, способствовавших незаконному приобретению таких активов в будущем. Отметим, что закон был разработан депутатами фракции партии AMANAT по поручению главы государства, которые провели системную и профессиональную работу. Все нормы закона были конкретизированы и готовы к исполнению, передает Astana TV со ссылкой на Azattyq Rýhy.Как сообщили участники пресс-конференции, прошедшей в партии AMANAT, уже год работает Межведомственная комиссия по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов.В состав комиссии входят депутаты, представители государственных органов и общественности. То есть норма закона была соблюдена, – сообщил депутат Мажилиса, член фракции партии AMANAT Марат Башимов.Результаты деятельности межведомственной комиссии есть. Тем не менее, сложилось понимание, что для дальнейшей работы нужно использовать новые подходы. И подписанный главой государства закон предоставляет новый инструментарий по возврату незаконно приобретенных активов.Как отметили участники пресс-конференции, на сегодняшний день действующее законодательство дает возможность возвращать незаконное имущество только в уголовно-процессуальном и административно-процессуальном порядке. Это является длительным процессом, к тому же, не всегда дающим результат. Поэтому закон предусматривает новые процедуры, основанные на международном опыте, добровольного или принудительного возврата активов в гражданском порядке.Было отмечено, что дела по возврату активов – это сложные случаи. Они обычно имеют истекшие сроки давности – гражданские и уголовные. Иными словами, действующее законодательство не способно обеспечить эффективный возврат активов. При этом ключевым механизмом возврата незаконно приобретенных активов является гражданская конфискация. Это соответствует всем общепринятым международным стандартам (Конвенции в сфере противодействия коррупции, рекомендациям ООН, ОЭСР и Всемирного банка) и наилучшей зарубежной практике.Марат Башимов направил депутатский запрос, адресованный премьер-министру РК и генеральному прокурору. По его словам, принятый Парламентом важнейший для народа закон должен уже работать и способствовать восстановлению социальной справедливости, однако этого не происходит.По поручению главы государства данный законопроект должен был быть разработан Правительством, но работа со стороны ответственных государственных органов исполнена несвоевременно. Мы, депутаты партии AMANAT, как общественная опора главы государства, провели глубокую юридическую работу по подготовке данного законопроекта: провели системную и профессиональную работу. Все нормы были конкретизированы и готовы к исполнению, – сказал он.Он напомнил о том, что Президент указал на необходимость ухода от двойных стандартов и реального воплощения в жизнь принципов справедливого общества. Поэтому закон должен уже работать и обществу необходимо предоставлять информацию по результатам проводимых мероприятий.Главное, уже сейчас должны поступать средства в бюджет для решения социально значимых вопросов страны. Поэтому в обществе возникают справедливые вопросы, и мы задаем его правительству – когда это заработает, кто будет отвечать за реализацию возврата капиталов и так далее. Мы, как фракция парламентского большинства, просим немедленной реализации данного закона, – заявил депутат Мажилиса.При разработке закона был изучен опыт Великобритании, США, Германии, Канады, Австралии и других стран, которые применяют механизмы конфискации имущества вне уголовного производства, то есть путем гражданской конфискации в рамках гражданского судопроизводства.Суть гражданской конфискации в том, что для конфискации имущества необходимо доказать, что лицо приобрело активы незаконно, использовав для этого свои административно-властные полномочия либо имеет отношение к преступной деятельности. В 1986 году Европейская комиссия по правам человека объявила, что конфискация вне уголовного производства не противоречит презумпции невиновности и не нарушает основные имущественные права.Гражданская конфискация отличается от уголовной и административной тем, что она не ограничена сроками исковой давности и сроками давности привлечения к уголовной ответственности. Кроме того, гражданская конфискация позволяет не принимать во внимание результаты старых проверок, актов и решений, которые могли быть приняты под влиянием олигополий.Несмотря на то, что закон вступил в законную силу, имеется ряд административных процедур, которые в течение двух-трех месяцев должны быть обязательно приняты в подзаконных НПА. Они раскрывают и детализируют механизмы, заложенные в законе. До этого эти нормы нуждались в дополнительной регламентации на подзаконном уровне. В целом, это - стандартные процедуры, которые проходят все законы. Не всегда принятый закон можно использовать на практике сразу, – ответила вице-министр юстиции Алма Муканова.Кто входит в перечень лиц, которые попадают под действие закона? В этот перечень включены:лица, занимающие сейчас и занимавшие в прошлом ответственные государственные должности. К ним относятся все должности, указанные в Конституции, депутаты Парламента, судьи Конституционного Суда, члены бывшего Конституционного Совета, судьи, Уполномоченный по правам человека, все политические госслужащие и госслужащие корпуса «А»;наиболее крупные бизнесмены – так называемые «олигархи» (получившие имущество и доходы в результате использования административно-властных ресурсов, связей, влияния);руководители и управленцы предприятий квазигосударственного сектора.Также в орбиту закона попадает определенный круг лиц, аффилированных с вышеуказанными субъектами. Это позволит выявить активы и незаконно полученное имущество, которые оформлены на родственников, друзей, приближенных подчиненных – то есть номинальных, но не реальных владельцев.При этом добросовестным государственным служащим, предпринимателям и инвесторам нечего бояться. Закон направлен против коррупционеров и олигархов, причастных к воровству.Подчеркнем: возврат активов может носить добровольный или принудительный характер. Оба вида имеют законную основу. Законом введено понятие и определенные правила добровольного возврата незаконно приобретенных активов. Добровольный порядок предусматривает безвозмездную передачу активов государству на основании соглашения между лицом и уполномоченным органом.Также есть принудительная конфискация в рамках гражданского процесса на основании судебных решений. При этом бремя доказывания законности происхождения активов будет возложено на лиц, к кому есть вопросы и включенных в специальный реестр. Такой подход соответствует тенденциям зарубежных государств.При добровольном возврате возможна передача всех или части активов. Этот вопрос будет рассматриваться Комиссией, которая будет учитывать реальный вклад субъектов в развитие актива, реинвестирование доходов, полученных от актива, количество созданных рабочих мест и иные факторы, характеризующие полезность для страны, эффективность использования актива.Соглашения о добровольном возврате активов и иные соглашения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан, заключаются (по рекомендации комиссии, после рассмотрения ею условий проекта) между лицом и уполномоченным органом по возврату активов до подачи иска об обращении в доход государства.Этот инструмент (соглашение – сделка со следствием) является главной мерой стимулирования по добровольному возврату активов и активно применяется во всем мире. Главное – это результат и эффективность процедуры возврата средства. Лицо, которое выполнило условия соглашения – освобождается от уголовной ответственности. Иначе не будет смысла возвращать имущество. Субъект будет судиться по всем инстанциям многие годы и государство будет растрачивать ресурсы, а самое главное – время.Добровольный возврат – это не легализация. Легализация, которая проводилась раньше – предусматривала уплату маленькой суммы (20%) для легализации. То есть были очень комфортные условия.В законе о возврате таких комфортных условий не будет. При добровольном возврате, конечно, будет учитываться вклад, инвестиции, вложенные в предприятие (если такие были). Но будут учитываться и все другие факторы, включая не выполненные инвестиционные обязательства, экологические нарушения, трудовые нарушения, полученные сверхдоходы.Кроме того, как уже говорилось, законодательная инициатива не ограничена сроками исковой давности. Если выявятся факты утаивания средств, или иные нарушения, то будет повторно запущен весь механизм следствия. Все обстоятельства будет учтены.Работа по возврату активов – достаточно специфическая деятельность. Здесь требуются особые знания из различных отраслей, в том числе из гражданского, уголовного права и процесса, международного законодательства, договорного права. Поэтому при Генеральной прокуратуре было создано специализированное ведомство – Комитета по возврату активов оправданно. И его отличие от межведомственной комиссии – подтвержденный законодательный статус и штат высококвалифицированных специалистов, в том числе из частного сектора - аудиторы, финансовые аналитики, оценщики, бухгалтера, юристы-претензионщики, прокуроры.Главная задача, которая стоит перед комитетом – определить список субъектов, в который должен быть включен реестр лиц, подтверждающих законность полученных ими доходов. Речь идет о государственных должностях и лицах, имеющих административно-властные ресурсы, а именно имеющие активы в результате этих ресурсов. Реестр также будет содержать список аффилированных данных субъектами лиц, – отметила Алма Муканова.По ее словам, под аффилированными лицами понимается широкий круг, среди которых родственники, номинальные владельцы на которых имущество так или иначе переписано. После того как комитет определит список, соответствующий документ будет направлен в комиссию по возврату государству незаконно приобретенных активов. В свою очередь комиссия формирует реестр.Реестр будет закрытым. Это обсуждалось и во время законопроекта. У нас есть принцип презумпции невиновности, и мы не можем заранее к определенным лицам лишать соответствующих гарантий. Также этот вопрос и экономики. У государства нет намерения и цели обесценивать активы обладателей больших активов и ресурсов. Если, к примеру, какой-либо держатель акций будет включен в реестр, есть риски того, что данные акций будут терять в цене, – сказала вице-министр юстиции.Как было отмечено, реестр будет пополняться по мере выявления комиссии субъектов. Лица, попавшие в список должны предоставить соответствующую декларацию, после чего по заявлению комитета рабочего органа принимается решение, на какие активы следует подать иски в гражданский суд о заморозке операции по ним для обеспечения сохранности.Включенное в реестр лицо может вернуть добровольно все имеющиеся активы государству. Если он не согласен возвращать добровольно, имеется принудительный механизм. Помимо уголовной, был введен механизм гражданской конфискации без ограничений срока давности, – добавила Алма Муканова.При этом по тем людям, чьи активы были возвращены государству, фамилии не могут называться до тех пор, пока не будет вынесено в отношении них судебное решение.Как сообщил начальник Службы Агентства по противодействию коррупции РК Канат Сулейменов, Антикоррупционной службой возвращены 857 миллиардов тенге:В эту сумму входят не только деньги, в эти активы входят и денежные средства, которые возвращены из-за рубежа, но и объекты недвижимости. К примеру, по делу РОП, по которому состоялся уже приговор, возвращено было 180 миллиардов тенге. Часть этих денег было израсходовано на льготное автокредитование, к примеру. Так что все эти деньги и имущество будут использованы на социальные нужны. До конца года у нас еще планируется возврат 180 миллиардов тенге. Это также в эквиваленте в деньгах и имуществе – дорогостоящие машины за рубежом.