Нацкомпания "Казахстан Темир Жолы" на грани выживания. Об этом в мажилисе заявил глава аудиторской палаты Алихан Смаилов. Его ведомство провело проверку национального перевозчика и результаты оказались неприятными. Огромные долги, износ железных дорог и вагонов, задержка пассажирских поездов. Если ситуацию не исправить, все это приведет компанию к дефолту, уверен Смаилов. Дана Ермак продолжит. За последние четыре года на развитие железнодорожной отрасли направлено около 2 трлн тенге. Как уточнил Алихан Смаилов, на эту сферу в том числе деньги выделяются из бюджета. Однако несмотря на постоянные вливания, ситуация с пассажирскими жд и грузоперевозками не улучшается. Зачитывая результаты проведённого аудита глава Высшей аудиторской палаты раскритиковал деятельность КТЖ. По его словам, Нацкомпания находится на грани выживания. Алихан СМАИЛОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ АУДИТОРСКОЙ ПАЛАТЫ РК:Некогда самодостаточная компания «Қазақстан темір жолы» по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления, находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге. Так, пилотный проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть, действующий с 2018 года, не принес ожидаемого эффекта и приводит к потерям доходов КТЖ. А ещё Алихан Смаилов отметил высокий износ железнодорожных сетей, локомотивов и вагонов. И на постоянные задержки пассажирских поездов. Только в прошлом году составы опоздали в общей сложности на 412 часов. Но в министерстве транспорта попытались объяснить этот факт. По данным ведомства, одна из причин - ремонтные работы, а вторая- нехватка вагонов. Марат КАРАБАЕВ, МИНИСТР ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:К сожалению, у нас износ магистральных железно-дорожных сетей очень высокое-57%. Поэтому последние 3 года, даже 2 года мы значительно увеличили объем проведения ремонтных работ, то есть 1400-1500 км в год. Теперь основная работа, именно ремонт работы проводиться в летний период. Подрядчик обязуется, допустим, в течение двух дней закончить объем работ, но он иногда не успевает, поэтому это влияет на курсирование поездов. То есть, это связано с проведением ремонтных работ. Беспокоят аудиторскую палату и огромные долги КТЖ. Сейчас компания задолжала почти три триллиона тенге. И эта цифра продолжает расти. Из-за чего, по словам Алихана Смаилова, она находится в «красной» зоне кредитного риска. Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов могут привести национального перевозчика к дефолту. В Казахстан Темир Жолы, в ответ на это попытались объяснить куда потратили деньги. Канат АЛЬМАГАМБЕТОВ, и.о. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ АО «НК «ҚАЗАҚСТАН ТЕМІР ЖОЛЫ»:2,9 трлн из них 2 трлн потрачено на приобретение локомотивов, пассажирских вагонов и грузовых вагонов. Мы почти 0,9 трлн у нас потрачено на стройку. То, что мы строим железные дороги и сейчас вот правильно говорят, что концу этого вначале 2025 года у нас долг может вырасти за 3 трлн тенге, потому что мы да, действительно берем эти деньги, мы берем взаймы последующими мы будем отдавать. Решить вопрос долговой нагрузки Алихан Смаилов порекомендовал Правительству и Фонду «Самрук-Қазына». Высшая аудиторская палата также считает, что следует направить доходы на восстановление производственных активов, в том числе на обновление железнодорожной сети.