В Нью-Йорк, Женеву, Сингапур, Вену и Париж прямыми рейсами смогут летать казахстанцы в течение двух ближайших лет. Уже в этом году откроются 8 международных направлений. Гражданская авиация после пандемии приходит в себя. Однако, пока весь мир боролся с коронавирусом, а лётная индустрия была на «паузе», отечественным аэропортам не хватило времени навести порядок в инфраструктуре. Многие взлётно-посадочные полосы в плачевном состоянии, а трапы, топливозапрочные машины и тягачи - морально устарели. Перевозчики же работают лишь на свой карман, а не в интересах потребителей, считает Алихан Смаилов. Яна Гладкова разбиралась в проблемах и пробелах сферы.Гражданская авиация стала предметом обсуждения на еженедельном заседании правительства. В зале - не только чиновники, но и руководители крупных авиакомпаний. К слову, перевозчики работают на свой карман, а не в интересах потребителей, говорит Смаилов. Премьер поручил пересмотреть политику ценообразования. Алихан СМАИЛОВ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РК: Полуторачасовой перелет так называемого лоукостера из Астаны до Алматы может стоить в два раза дороже аналогичного по расстоянию маршрута в Европе, США или Китае. Агентство по защите и развитию конкуренции считает, что динамическое ценообразование авиакомпаний работает на максимизацию их доходов, но не в интересах потребителей. Эту точку зрения разделяют и журналисты. В кулуарах заседания они спросили у главы Комитета гражданской авиации его мнение на этот счёт. Талгат Ластаев, однако, считает тарифы авиакомпаний обоснованными. Талгат ЛАСТАЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МИИР РК: Безопасность, она никогда не стоит дёшево. Соответственно, чтобы покрывать все требования, которые предъявляются в авиации, необходимо, чтобы борты соответствовали, чтобы запчасти были сертифицированы, чтобы ремонт проводился в сертифицированных центрах. Всё это стоит соответствующих затрат. К безопасности же полётов тоже немало вопросов. Но здесь больше претензий к руководству аэропОртов. Взлётно-посадочные полосы далеки от идеала, техника вся устарела, а земли вокруг используются под жилую застройку и бизнес. Алихан СМАИЛОВ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РК: Практически везде используется устаревшая спецтехника: трапы, топливозапрочные машины, тягачи. Не соблюдаются международные стандарты приаэродромного пространства, когда земли вокруг аэропортов используются под жилую застройку и бизнес. Всё это выступает сдерживающими факторами развития гражданской авиации, рапортует министр индустрии Марат Карабаев. Яна ГЛАДКОВА, СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ: Подверглась критике и столичная воздушная гавань. Срочного ремонта требует взлетно-посадочная полоса. Пропущено уже 2 межремонтных срока и она находится в крайне критичном состоянии. А это напрямую влияет на безопасность полётов. Уже набили оскомину у казахстанцев постоянные задержки рейсов. При этом, авиакомпании избегают прямого диалога с пассажирами и вовремя не комментируют их причины, говорит Смаилов. Судя по всему, перевозчики хранят молчание, потому что не видят в переносе времени вылета ничего критичного. Владимир ДЕНИСОВ, ПРЕЗИДЕНТ АО АВИАКОМПАНИЯ «SCAT»: Не надо подразумевать, что это - преступление. Бывает очень много вынужденных задержек с целью безопасности полётов. Вот пассажир пришёл на вылет и говорит: «Я передумал лететь». И полтора часа мы ищем его багаж, снимаем пассажиров с борта. Вы не учитываете такие нюансы. Ещё одна проблема - дефицит авиакеросина. Отечественные НПЗ не покрывают потребность перевозчиков, оттого приходится импортировать топливо из России. А высокая стоимость отпугивает транзитников. В итоге - в гражданской авиации - целый букет назревших проблем, которые ставят под сомнения развитие отрасли, о которой так бодро со всех трибун рапортуют профильные ведомства. По каждому острому вопросу от премьера прозвучал ряд поручений.