В Казахстане никак не могут запустить вторую волну программы льготного автокредитования. Сначала Фонд развития промышленности говорил о ноябре 2022. Потом старт перенесли на вторую половину января этого года. Но до сих пор точная дата запуска не известна. При этом сами казахстанцы с энтузиазмом уже не ждут льготных авто. В прошлую волну им пришлось отстоять за машинами огромные очереди. А эксперты убеждены, программа заведомо провальная. Машин на всех желающих просто не хватит. С подробностями Берик Сеилбек.Асхат Бейсикеев полгода пытался купить льготное авто. Говорит, собрал все документы, доказал платежеспособность. Но получил отказ. Причину карагандинец так и не понял. Система выдачи дешевых кредитов, по его словам, очень не прозрачная. Асхат БЕЙСИКЕЕВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: Нужно некоторым гражданам платить 10 % - первоначальный взнос, некоторым нет. Тут непонятно. И нужно доказывать платежеспособность. Кому-то дают, кому-то не дают. И по количеству авто – они должны быть в резерве. В этой системе изменить надо, чтобы все было доступно и все было открыто А вот житель Павлодара Мадияр Бактияров успел купить машину про льготной программе. Но покупку омрачила целая череда трудностей. Приходилось выстаивать огромные очереди. Причем не только за самим кредитом. Машину автовладелец ждал почти полтора месяца. Мадияр БАКТИЯРОВ, АВТОВЛАДЕЛЕЦ: Заявку я подал ещё в первом пуле, 20 мая, успел подать. Заявку подавал через банк второго уровня. Сразу же одобрили в банке. Сказали, необходимо будет подождать около двух-трёх дней. Там от ФРМ, по моему, они сказали будет дополнительное одобрение. Через три дня мне позвонил менеджер банка, сказал, что всё успешно, я прошёл, теперь необходимо ждать, пока придёт автомобиль. Машину я ждал около 40 дней. В прошлом году на автокредитование выделено 100 млрд тенге. На 1 декабря было одобрено лишь 14 тысяч заявок. Аналитики убеждены, у операторов программы просто закончились деньги. Андрей ЧЕБОТАРЕВ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИТИК: Проблем у этой программы всегда было много, и основная ее проблема была – нехватка денег. Просто, чтобы вы понимали: запущенная в конце весны – начале лета, она практически исчерпала свои лимиты уже к осени. То есть, сто миллиардов тенге, которые были выделены, они были освоены достаточно быстро, несмотря на то, что машин было мало. Вторая проблема - это нехватка машин. По данным ассоциации казахстанского автобизнеса. В Казахстане в прошлом году произвели всего 99 тысяч автомобилей. А купили жители страны почти 110 тысяч авто. В итоге, в автосалонах для льготной программы товара просто не хватило. Специалисты уверены, программа не способна покрыть потребность автолюбителей в новых машинах. Тлек БЕКБАСАРОВ, ЭКСПЕРТ СОЮЗА НЕЗАВИСИМОГО БИЗНЕСА КАЗАХСТАНА: Сиюминутный спрос составляет пятьсот тысяч новых автомобилей, а вообще, можно с уверенностью сказать, что миллион автовладельцев нуждаются в обновлении. Более менее новых автомобилей не хватает, автозаводов у нас два, они не успевают производить в нужном количестве. На неделе министр индустрии и инфраструктурного развития сообщил, что порядок подачи заявок может и вовсе поменяться. Марат КАРАБАЕВ, МИНИСТР ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РК: Фонд развития промышленности предлагает ввести электронную очередь. Например, первые получатели сначала ходили в автосалоны, потом в банк. Чтобы избежать этого, предлагается сначала приходить в фонд. Там граждане получают электронную очередь, после этого вместе с очередью, они приходят в автосалон. Там, в течение, двух месяцев должны найти машину. Это предлагает фонд. Когда будет запущена вторая волна автокредитования – пока точно не известно. Возможно о запуске Фонд развития промышленности объявит уже на следующей неделе. Хочется надеется, что в этот раз специалисты учтут недочеты прошлого года. Б. Сеилбек