Казахстанцы массово жалуются на очереди в поликлиниках. Даже если ты застрахован и регулярно перечисляешь деньги по ОСМС не факт, что получишь помощь, - говорят люди. Приема у узких специалистов приходится ждать месяцами. При этом медучреждения по-прежнему недофинансированы, считают парламентарии. Депутаты уверены: это не проблема, это катастрофа. Дильназ Насекенова продолжит тему.Карлыгаш Манашовна состоит на учете у ревматолога и кардиолога и раз в три месяца должна проходить обследование. Однако иногда бесплатную медпомощь не получить. Уж очень долго ждать записи на прием к узкому специалисту. В итоге, приходится платить за консультацию у частной клинике,- жалуется пенсионерка. Карлыгаш, ПЕНСИОНЕРКА: Запись к своему врачу я жду иногда по 2 месяца. Даже за месяц записаться трудно, еле находят свободные окна. А без записи не пускают. Недавно пошла к невропатологу, так меня не пустили. Пришлось брать разрешение у их начальства, что мне срочно надо. И таким образом только зашла. На положенную помощь уже не рассчитывает и Надежда. Ей, как сердечнице, должны регулярно выписывать препараты. Но уже второй месяц пенсионерка не может их получить. Пришлось покупать самой. Даже перенесенный инфаркт никого не волнует,- сетует женщина. Надежда, ПЕНСИОНЕРКА: Я на учете у кардиолога стою и пульмонолога. И мне нужно бесплатные лекарства cтатина мне, после инфаркта надо мне его пить. Не бывает, придешь выписывать – его нет. Звонишь-звонишь, даже за месяц можешь не получить. Приходится покупать. Большинство казахстанцев даже не представляют, какие виды лечения и анализов входят в пакет медстрахования. Люди жалуются, что до сих пор нет электронного списка, в котором просто и доступно изложена вся информация. Процветают и «приписки». Это когда медорганизации отчитываются о приемах пациентов, которых на самом деле не было. Таких случаев в стране 52 тысячи. Алтай КУЛЬГИНОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РК: Ряд медорганизаций занимаются припиской. Свыше 30 баз данных имеются, они все разные. И частные медорганизации, и государственные медорганизации. Нам нужно интегрировать базы данных, оцифровать все бизнес-процессы, и тогда мы будем видеть транспарентность, потому что сейчас идет неэффективное расходование бюджетных средств. При этом медучреждения жалуются на недофинансирование. Одна из причин - запоздалое утверждение тарифов на медуслуги. Также, по словам мажилисвумен Гульдары Нурумовой, клиники вынуждены придерживаться выделенных лимитов и в случае их превышения отказывать в помощи. Принцип «деньги идут за пациентом» не работает,- возмущены депутаты. Гульдара НУРУМОВА, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «AMANAT»: Без предварительного уведомления задним числом была введена линейная шкала для консультативно-диагностических услуг. То есть фактически по непонятным никому принципам установлены лимиты на потребность пациентов в диагностике. Согласно сегодня неожиданно введенным ограничениям более 30% фактически выполненных медицинских услуг не будут оплачены. А это прежде всего заработные платы медицинских работников. Основная проблема Фонда медстрахования, по словам Нурумовой, в том, что он превратился в механизм для сбора отчислений, которые используются для пополнения оборотного капитала, а не на медобслуживание. По данным самого фонда, в 2022 году на финансирование медуслуг направили порядка двух триллионов тенге, из которых по ОСМС – более 800 миллиардов. ПРЕСС-СЛУЖБА НАО «ФОНД СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»: Сейчас для повышения прозрачности процедур закупа разрабатываются изменения в правила закупа с учетом анализа прошлых лет. Самым важным является то, что мы в настоящее время мы идем к полной оцифровке всей системы ОСМС. Это трудоемкий, долгий, кропотливый процесс, который мы планируем завершить к концу года. В Казахстане застрахованы более 16 миллионов граждан. Из них почти 11 миллионов – это льготники, за которых взносы делает государство. Напомню, по ОСМС работодатели платят за сотрудников 3% от заработной платы. Наемные работники и работники по договору ГПХ – 2%. Предприниматели же - почти 5000 тысяч тенге. Однако, как выясняется, всё это не гарантирует получения бесплатной и своевременной медицинской помощи.