Программа льготного автокредитования теперь будет не про автомобили, а про автобусы. Об этом в кулуарах Акорды объявил министр индустрии и инфраструктурного развития. Марат Карабаев рассказал, что к такому решению пришли, так как в стране наблюдается большая проблема с износом пассажирского транспорта. Тему продолжит Берик Сеилбек.От восемнадцати секунд на подачу заявки до полноценного изменения. Программу льготного автокредитования с начала года пересматривали несколько раз. Сначала планировали, что деньги на авто под низкие проценты государство будет выделять ежемесячно, затем - два раза в год. Но теперь эти средства решено направить совсем на другие цели. Марат КАРАБАЕВ, МИНИСТР ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РК: Сейчас револьверные средства накоплены, рассматривается возможность перенаправления средств от льготного автокредитования на кредитование общественного транспорта. В целом, были в ряде регионов, в Талдыкоргане, в Уральске. Представители местных исполнительных органов поднимают износ автопарка. Если по Казахстану 10525 автобусов, из них порядка 45% составляют изношенные автобусы. Допустим в Костанае – 90% износ, в Талдыкоргане, Уральске – 70% износ. В Мининдустрии и инфраструктурного развития объяснили, что новый формат программы автокредитования разрабатывали еще с начала года. Правда, не сразу поняли, как ее внедрить. В итоге решили переформатировать ее так, чтобы принести «максимальную пользу». Ильяс ОСПАНОВ, ВИЦЕ-МИНИСТР ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РК: У нас не было понимания, как ее переработать, да. Соответственно, у нас была задача выявить наибольший спрос, то есть, и наибольший эффект. Деньги есть, но их мало. Их не хватит всем. Польза является то, что надо обеспечить в первую очередь вот эти 9,2 миллиона человек, которые ежедневно пользуются автобусами. К слову, программа по кредитованию на покупку автобусов в стране уже есть, рассказали в Фонде развития промышленности. За пять лет ее существования по всей стране обновили более трех с половиной тысяч автобусов. Вливание новых средств вдохнет в нее новую жизнь, уверены в профильном ведомстве. Ринат ГАППАРОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ ФОНДА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: Если взять револьверные деньги, и добавить к действующей программе, по которой револьверный механизм финансирования автобусов, получится, что мы ежегодно сможем обновлять около семисот автобусов. Автобусная программа действует, ставки там семь процентов, все перевозчики об этой программе знают, заявки к нам поступают постоянно. Еще одним фактором, по которой решено больше не выделять деньги на автолюбителей, в МИИР называют высокую базовую ставку. Другими словами, на такой дешёвый кредит возник спрос, который невозможно удовлетворить. Ильяс ОСПАНОВ, ВИЦЕ-МИНИСТР ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РК: Базовая ставка сыграла такую роль, при том, что кредитование в районе 20% при рыночных условиях, четыре процента – это практически бесплатно. Потому что традиционно субсидируемые ставки – примерно половина от базовой ставки идут. То есть, она такую роль сыграла и повысила спрос. То есть, те люди, которые раньше не обращали внимание, не думали, они начали интересоваться. С доводами вице-министра в целом согласен и финансовый эксперт Расул Рысмамбетов. Вот только это нужно было учитывать при запуске программы, так как по факту получилось, что государство поддерживало отечественных автопроизводителей и покупателей себе в убыток. Расул РЫСМАМБЕТОВ, ФИНАНСОВЫЙ ЭКСПЕРТ: Я предлагаю разобраться, насколько это выгодно. Потому что, если инфляция 2-3%, четыре процента – это еще нормально. Но если инфляция 20%, мы уже по инфляции государство будет терять, 16% годовая. Сейчас 4% и инфляция 16%, ну 15,1% - это уже больше десяти процентов государство берет на себя бремя. Мы не можем их вечно поддерживать. В МИИР же тем временем сообщают, что изменилась лишь программа кредитования от Фонда развития промышленности. Программа автокредитования от Банка развития Казахстана продолжит свою работу, и по словам вице-министра, в ведомстве думают над ее усовершенствованием.