!6 марта - третий день празднования Наурыза. Этот день проходит под названием «Культурный код» нации.Этот день посвящен продвижению культуры, искусства и национальных ценностей. Сегодня повсеместно организуются презентации произведений казахстанских авторов, художников, скульпторов. В эфире телеканалов звучит республиканский айтыс «Наурызнама». Казахская культура, обладая большим гуманистическим потенциалом, является настоящей скрепой для консолидации современного общества на общечеловеческих ценностях. Речь, в том числе, идет об опыте межличностного общения, воспитывающего способность к взаимопониманию, взаимной поддержке и сотрудничеству, качествам, так необходимым для реализации идеи о единой нации. Поэтому тематика 16 марта позволяет гражданам всецело прочувствовать духовно-практический и культурный опыт наших предков. Одним из главных отличительных признаков нации, особенно в условиях глобализации, является культура и искусство. Культура влияет на процесс формирования общественного сознания и нравственно-этических норм, определяющих поведение граждан. Искусство же демонстрирует ценностный символизм в обществе. Поэтому глубоко очевидно, что формирование новой идеологемы Наурыза невозможно представить без тесной привязки к отечественному культурно-творческому коду, безусловно влияющему на дальнейшее видение и оценку общественных отношений. В современных условиях, когда процесс государственного строительства в Казахстане привел к укреплению суверенного мировоззрения, наблюдается интерес к возрождению традиций. Во многом это было обусловлено необходимостью сепарации от культурных установок советского наследия. Приоритетными направлениями здесь являются развитие преемственности поколений, возрождение обычаев, восстановление исторических символов и многое другое. На сегодня одним из общественных запросов является ностальгия по образу прошлого – и это нормальный процесс для любой нации, заново обретающей себя на карте мира. Этому, конечно же, способствуют современные кинематографические, литературные, изобразительные и музыкальные произведения, обращенные к истокам казахской нации и вызывающие неподдельный интерес, в первую очередь, у молодых поколений. Такое широкое общественное внимание к культурно-историческому наследию оказывает непосредственное влияние на современность. Как пример: тренды, связанные с переходом на здоровое питание, актуализировали интерес к традиционным казахским блюдам, в основе которых – только натуральные ингредиенты. То же самое касается здорового образа жизни (возвращение к национальным видам спорта), литературы (чтение классиков), музыки (новое прочтение народных мелодий). В то же время, важно понимать, что стержневым элементом реконструкции и возрождения исторического наследия является модернизация. Так, традиционные казахские наряды в современных условиях приобретают новую интерпретацию. Сейчас казахстанские дизайнеры оригинально используют традиционные орнаменты, узоры и другую атрибутику, сочетая их с современным стилем. В этом заключается вся суть обновленного формата Наурыза: традиции подвергаются объективной ревизии и переходят в современность в адаптивном, высокофункциональном варианте. Именно такая адаптивная культура, стоящая на вековом фундаменте, будет определять настроение казахстанского развития в XXI веке.