Врач смотрит в компьютер, а не осматривает пациента. Это одна из самых частых жалоб казахстанцев на поликлиники и больницы. Медики, в свою очередь, винят "цифровые методы", которые должны были помогать в работе. Но из-за интернет-сбоев и неполадок на платформах только тормозят процесс. В День всеобщего охвата услугами здравоохранения Асемжан Жузбаева выяснила, как собираются решать проблему. Работать по старинке, с бумагами, было проще, жалуются врачи общей практики. Говорят, почти 90% времени уходит на заполнение информационных систем. К примеру, чтобы выдать направление, нужно вводить данные от 5 до 10 минут. При этом, по регламенту на каждого пациента отводится 15 минут. Прием удался, если интернет работает стабильно, - говорит Канатбек Козыбай. Канатбек КОЗЫБАЙ, ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ: При сбоях в интернете невозможно просто работать, то есть мы не можем давать простые направления, простые рецепты, например. И пациент будет ждать, когда заработает у нас интернет. Потому что в бумажных носителях мы не можем выпускать лекарства, только в информационных системах. Недовольство выражают и получатели услуг. Говорят, нововведение нужное, но только если работать будет в помощь, а не наоборот. БЛИЦ-ОПРОС: - Мы получили все прививки у нас в районе. Переехали в столицу, а нам говорят, что мы не получили их. Нет данных в базе. Поэтому я не могу до сих пор зарегистрировать ребенка в садик. Сколько времени это занимает. Теперь здесь хотят снова поставить прививки. А я не хочу подвергать ребенка опасности из-за сбоев в компьютере. - Это неудобно для посетителей, возможно, это нужно для официальных документов для заполнения каких-то отчетностей. - Я тоже столкнулась с этой проблемой. Нас зарегистрировали в другую больницу по базе. Отправилась туда, а мне говорят, что я не отношусь к ним. Теперь бегаю туда-сюда. Переход к цифровизации, по задумке, должен был облегчить работу врачей и избавить их от бумажной волокиты. В Минздраве сообщили, что на рынке 16 медицинских информационных систем, которые сопровождаются ведомством. Помимо этого есть и другие системы, которые ведутся на уровне поликлиник и других медучреждений. Чиновники проблем не отрицают, и обещают решать их поэтапно. Фархад БЕКБУЛАТОВ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЗ РК: С Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана мы ведем работу по переходу на новую микросервисную архитектуру «Е- денсаулык». Эта система, это консолидация всех информационных систем Министерства здравоохранения, также интеграция с информационными системами. Чтобы медицинским работникам не приходилось работать в нескольких системах, а работали в одной информационной системе, была одна точка входа. Асемжан ЖУЗБАЕВА, КОРРЕСПОНДЕНТ: Процедура поэтапная и завершится в конце 2024 года, обещают в Минздраве. Также уверяют, что для бесперебойной работы информационных систем, вопрос отрабатывают с интернет-провайдерами.