В прошлом году в Казахстане представили первый казахстанский автомобиль под брендом Qoshcar. Выглядит он вот так: Авторы стартапа имеют амбициозные планы – выпускать гибридные и электрические авто и экспортировать их в Европу, США и Азию. То есть в самые развитые рынки, которые имеют собственные бренды электрокаров. У США есть Tesla, у Европы – большое немецкое трио BMW, Audi и Mercedes. Porsche, кстати, тоже активно развивается в этом направлении. Ну а в Китае машин на электричестве еще больше. Казахстанцам лучше всего знаком бренд Zeekr. И как тут конкурировать? Но это не самая главная проблема первого казахстанского электромобиля Qoshcar. Все, что вы видите – это только эскизы. Так что никакого электромобиля пока нет и вряд ли он когда-нибудь появится. Почему? Сейчас попробуем объяснить. Компания Qoshcar Automotive была основана в 2022 году бизнесменом Ильясом Жоламаном. СМИ пишут, что он действительно имеет опыт в автомобильном бизнесе - раньше он продавал премиальные автомобили – те же BMW. Qoshcar – "баран" в переводе с казахского. Как поясняет сам Жоламан, это животное символизирует силу, упрямство и выносливость. Примерно то же самое о своем логотипе сто лет назад назад говорили в компании Dodge. В Qoshcar Automotive пока работают всего шесть человек. Всех имен мы не назовем, но известно, что Жоламан привлек к созданию первого казахстаного электромобиля российских дизайнеров – Святослава Саакяна и Алексея Ивашкевича. Первый работал на ЗиЛе и АЗЛК, а вот резюме второго гораздо интереснее. Ивашкевич трудился над некоторыми моделями Renault и участвовал в создании дизайна для российского бренда Aurus. То есть это именно тот человек, который помогал настолько удачно срисовать Rolls-Royce, что сейчас российский лимузин катает первых лиц государства, в том числе Владимира Путина. Казахстанский стартап уже подал заявки на регистрацию торговой марки в 30 странах. Сейчас компания ищет финансирование. На разработку и создание первого прототипа требуется два миллиона долларов. Дальше – интереснее. Для массового производства авто (четыре тысячи в год) в Казахстане планируется построить завод, причем "с нуля". Отбивать затраты, видимо, будут за счет высокой стоимости автомобиля – порядка 100 тысяч долларов. Для сравнения – за эти деньги можно купить два Zeekr 001. Что касается сроков, то в прошлом году Жоламанов говорил, что производство он намерен запустить в течение 2-3 лет при условии немедленного получения финансирования. Если же инвесторов быстро найти не получится, планы придется корректировать. Спустя год о каких-то продвижениях в создании первого казахстанского электромобиля не слышно. Сайт у компании не работает, а инстаграм в последний раз обновлялся как раз год назад. Судя по всему, дальше дизайнерских рендеров дело пока не ушло. Для того, чтобы лучше понимать ситуацию - подобных амбициозных проектов в мире много, но до стадии создания прототипа доходят единицы. Можно вспомнить громкую историю с первым российским суперкаром Marussia, под который известный шоумен и гонщик Николай Фоменко привлек более 100 миллионов евро. До серийного выпуска проект так и не дожил – начались финансовые проблемы, а болид так и не был допущен к гонкам "Формулы-1". И тут нужно понимать, здесь подход был более прагматичным - автомобиль Marussia не создавался "с нуля" - в его основе были технологии от Nissan, а в качестве производственной базы использовался завод ЗиЛ. Так что надежд увидеть первый казахстанский электромобиль пока крайне мало. Судя по тому, как к проекту подошли создатели, он изначально был обречен на провал. Хотя лично нам дизайн понравился.